Рубрика:

Путешествия

 Журнал: 12 (2012)

Я уехал в Магадан




 

Я уехал в Магадан

 

   Изначально моё путешествие планировалось не совсем по тому маршруту, как оно сложилось. Мне хотелось побывать в Монголии, но конечной целью всё же был Магадан. Списавшись по Интернету с российскими «африкаводами», которые собрались в Монголию, я решил первую часть маршрута пройти с ними, заодно побывав в Казахстане и на озере Балхаш. Компания подобралась веселая и, можно сказать, интернациональная.

Дима Belarus (белорус, из Могилёва) – на Honda XRV750 AfricaTwin. Именно ему принадлежит рекорд скорости по грунтовым дорогам – 138 км/час!

   Андрей Маслов (из Питера) – на Honda XRV750 AfricaTwin. Весёлый человек, похож на Шурика из «Операции Ы», а ещё организатор нашей группы.
   Сергей Шошин (из Москвы) – тоже «африканец». Самый старший и самый большой в группе человек! У Сергея было огромное количество разных видео-фотокамер, и всяких других полезных гаджетов. А ещё у него были самые большие кофры, которые из-за слабых рамок постоянно отрывались.
   Николай Иванов (мотомеханик из Москвы) – на Suzuki DR800S. Молодой парень лет так 28-и, был со своей подругой и коллегой Аней. Весёлые, компанейские ребята – Монголия не была их конечным пунктом – они ехали в Забайкалье, к родителям.
   Константин Лызлов (из Тюмени) – на BMW F800GS. То ли за счёт мастерства, то ли благодаря самой широкой задней резине и самому мощному мотору, Костя был всегда впереди. Ему было не лень каждый день следить за мной, чтобы я не подрезал на своей передней покрышке «шашечки», за что ему огромное спасибо.
   Максим Бобров (из Москвы) – на такой же «Африке». Самый серьёзный и рассудительный в нашем коллективе. Наверное, бывший военный – всегда ловко присматривал за отстающими, что всем добавляло уверенности, ну и лучше всех управлялся с «Африкой» – за всю поездку по Монголии он ни разу не упал, по крайней мере, я не видел.
   Ну и я, Андрей Ивашина (пос. Васильковка, Днепропетровская обл.), ехал на Yamaha XTZ 660 Tenere 2008 года, которая к началу путешествия уже прошла 70 тысяч км.

   Учитывая, что все участники этого путешествия были из разных стран и регионов, решено было ехать группами и в одиночку к контрольной точке на Алтае, рядом с Монгольской границей.

Алтай и въезд в Монголию

   Заночевал в одном из придорожных отельчиков Кустоная в полном одиночестве. К утру оказалось, что пять из восьми человек «монгольской группы» ночуют на этом же блок-посту! Попили чайку, а заодно и познакомились. Начались обсуждения маршрута и я понял, что на Балхаш уже не попадаю – у меня срабатывает поговорка: «За компанию и жид повесился», поэтому мы все вместе, не спеша едем на Алтай…
   В Барнауле ребята переобуваются в эндурную резину и меняют масло. Я только меняю масло, а смену резины оставляю на потом, поближе к Монголии. Ну вот, по закону подлости: я второй раз на Алтае, и второй раз льёт дождь… Кажется, что до Монголии он так и не закончится… Но в этот раз повезло: из четырёх дней дождь шёл только в первый.

   Заехали к памятнику Шукшина – стоит на горе (вернее, сидит) огромный бронзовый мужик с босыми ногами. А потереть его за палец – считается к удаче, поэтому у бронзового Шукшина пальцы на ногах отполированы, как рында (корабельный колокол – прим. ред.)! Мы, конечно, тоже поддержали сию традицию…

В тот же день нашу группу догнал Костя из Тюмени, так что коллектив растёт!

   Алтай – красивейшее место планеты, и, с моей точки зрения, приехать туда меньше, чем на неделю – просто кощунство! Так что у нас больше, чем «вертеть головами по сторонам», не получилось. Нет, была, конечно, и баня, и лёгкий 4-х часовый спуск с малыми порогами по Катуни, и выпито было за встречу вновь прибывших, но в масштабах Алтая – это было ничтожно мало!
   В последнюю ночёвку на Алтае к нам присоединился Маркус – немец 22-х лет, путешествующий уже не один месяц на Honda Transalp 600, Андрей из Питера и Дима из Белоруссии. Так как дальше наш путь идёт на Монголию, решаю и я «переобуться», и ставлю «конкретно» кроссовую резину. Мда-а-а… По асфальту ехать как-то весьма стрёмно – ощущаю себя коровой на льду… Позже выяснится, что аналогичные ощущения у меня будут и при езде по твёрдому грунту… Может, это из-за отсутствия опыта?

   Да, всё так и есть, как рассказывали побывавшие тут путешественники: Монголия – это страна, в которой почти нет асфальтированных дорог. Зато тут есть всевозможные направления, по которым можно нестись, трястись, скакать… но не ехать! Отвратительнейшая грунтовая дорога вперемешку с камнями, большими и малыми ямами, а по обочине – бесчисленные рытвины и опасно торчащий острый скальник…
   Первый же посёлок – и мы меняем деньги в сарайчике, который здесь называется «банком», обедаем в кафе, фотографируемся с джиперами из России. Один из них, бывший кроссмен, глянув на мой мот, сразу предупредил, что тяжело мне придётся – ехать по монгольским грунтовкам на этой кроссовой резине... Ну что же тут уже поделать – надо было раньше думать…

И снова в путь. Опять сумасшедший продубас…

   Доезжаем до первого городка, и «африканцы» начинают варить свои рамки, лопнувшие под тяжестью кофров. Остальные – кто скучает, кто в магазин за провизией отправился. После ремонта выезжаем и едем до самого вечера. Останавливаемся на ночлег на озере Толбо. Странно, но много проехать не удалось – то ли из-за потраченного времени на таможне, то ли из-за ремонта… А, может, из-за красивого места?.. Но налетевший под вечер ветер с градом и дождём долго не даёт нам поставить палатки…
   У Маркуса «приказало долго жить» сцепление, перетянутое ещё в Германии. Поэтому ему, по его же спутниковому телефону, был вызван грузовик для эвакуации из ближайшего города. Вот странно, телефон спутниковый у человека с собой есть, груза с канистрами больше 100 кг веса имеется, и аккумулятор запасной, а запасных дисков сцепления – нет…
   В Монголии много песка разной глубины, по которому нужно ехать, «откручивая» ручку газа. К сожалению, мозг сразу нельзя полностью выключить или перенастроить, и поэтому я инстинктивно сбрасываю газ – вместо того, чтобы откручивать «на полную». Умом я это понимаю, но с рефлексами ничего поделать не могу. У ребят получше выходит, а Коля вообще вдвоём едет с Аней – раз у него получается, значит, и я смогу! Едем по навигатору, вернее, по трём, но как я потом понял – в Монголии это вещь бесполезная, а можно (и нужно) ориентироваться по укатанным дорогам – все они ведут в Улан-Батор. Вторая ночёвка была в монгольской гостинице. К концу дня болят руки, ночью все мышцы сводит судорогой, но наутро я – как огурец! Третий день летим, как на крыльях – я начал вкатываться. А, может, это просто кроссовые шашки на колёсах немного стёрлись? В этот день я начал «откручивать» больше «сотни» – ощущения непередаваемые! Ощущаешь себя как минимум гонщиком на ралли «Париж-Дакар»!

   Опять останавливаемся в отеле, а утром опять «африканцы» «варятся» – у меня же открутилась и чуть-чуть провернулась на шлицах лапка КПП – моя, кстати, единственная поломка за всю дорогу. Подтянул её – и порядок, снова в дорогу. Летим дальше – то параллельными курсами, то с дистанцией в полкилометра… Зачем нужен такой мот, как «Тенера», если не ездить на нём вот так, как вчера, позавчера, сегодня – от души? В конце дня пытались срезать по указателям навигатора, и я начал паниковать, не из-за того, что заблудились, а из-за того, что ехали уже по темноте, а по барханам упасть, не видя ничего впереди – плёвое дело. Наконец остановились. Не люблю ездить ночью, особенно по красивым местам – можно всё, за чем приехал, пропустить. Становимся лагерем – красота… Мы – в пустыне Гоби!
   Утром – подъём, завтрак и вперёд. Начал заканчиваться бензин, уже весь резерв разлили, едем, пока кто-то не «пересохнет», потом мне остаток бензина сливаем и с канистрами – в ближайший посёлок. Но в этот раз нам повезло, мы встретили… бензовоз! Водители не хотели «сливать», но мы их сильно попросили…

Расставание

   Я всё-таки решаю ехать своим путём – то есть, до Магадана. В первые дни я ещё колебался – не было уверенности, что мотоцикл нормально проедет Монголию. Стало быть, планировать как-то больше, чем на один день, было глупо. Я, конечно, старался щадить мотоцикл и себя тоже, ведь впереди, кроме Монголии, было ещё 3500 км бездорожья от Тынды до Магадана, а потом – те же 3500, но уже от Магадана до Тынды, итого 7000 км неизвестно какой дороги… Я очень надеялся, что хотя бы половина из этих 7000 будет более-менее нормальная дорога. Но, как показала жизнь – надеялся зря…
   Утром встаю рано, прощаюсь. До Улан-Батора осталось 500 км, из них 300 – асфальта. Совсем недавно прошёл дождь, и везде грязь, на дорожной резине я бы и не сунулся напрямик, а на своей зубастой – лечу под 80, и ничего! Через 100 км грязевые участки заканчиваются, и начинается классная грунтовка. Джипы пытаются догнать и обогнать меня, меня – покорителя Монголии! 110... 120… и они глотают пыль… А вот уже и асфальт! На шиномонтаже меняю резину – теперь до Тынды будет асфальт. Становится даже немного грустно – только вкатался в бездорожье…
   В этот день доехал до Улан-Батора, поселился в гостинице с шикарным холлом и грязной комнатой, побродил под дождём по городу – везде полно караоке, а просто баров и кафе нет. Вернее, на всех ресторанах и кафе написано «Караоке-бар» – любят, однако, монголы петь… Утром стартую дальше, проезжаю 30 км и… асфальт заканчивается! Не может быть! До границы с Россией должен быть асфальт! Возвращаюсь обратно: так и есть – на АЗС в Улан-Баторе заправщик показал не туда… Теперь уже беру правильное направление.

Улан-Удэ – Тында


   И вот опять монгольско-российская граница и последний ужин за монгольские тугрики в приграничном кафе. До Улан-Удэ добрался быстро – дорога хорошая, и погода тоже. В городе меня встретил и пристроил на ночь Шитиков Саня, за что ему весьма признателен. Пивко на ночь, разговоры «вживую», так как до этого общались только в «одноклассниках», и спать – впереди всего пару дней хорошей дороги…
   До Читы доехал без особых усилий. За Читой – отель, баня, ночёвка, потом утро, прекрасная дорога, красивейшие виды. Примерно так пролетает последний день по асфальту. По пути встречаю велосипедиста из Севастополя, его зовут Сергеем, он уже год едет по маршруту Монголия-Китай-Индия. Поговорили, обменялись адресами и пожелали друг другу удачи…

   К вечеру доехал до поворота на Тынду, осталось всего 100 км и… прощай, асфальт! Но упорно еду, «не переобуваясь». В отеле мест не оказалось, приютил бывший земляк из Донецка. Утром меняю резину, а мне говорят, что двое из Украины на «ГуСях» – СИБИРЯК из Марганца и ПИЖОН из Днепра дней пять тому назад проезжали в попутном направлении. С трудом верю в такое совпадение и удачу: а вдруг смогу догнать и встретиться с земляками? Стартую уже после 11-00, последние километры асфальта, потом – разбитый асфальт, потом – разбитая грунтовая дорога, потом… Потом было совсем плохо – пошёл дождь, и вроде бы и грязи большой нет, а мотоцикл постоянно ведёт: зад так и норовит обогнать передок! Но всё-таки добрался до Алдана, в отеле первым делом сушу вещи. Кое-что высохло, но не жду и выезжаю в противную мряку. Удивительно, но настроение – хорошее! А через пару часов выглянуло солнце, и началась пыль… Дорога – бутовый камень вперемешку с пылью. Не с песком, а именно с пылью! От тряски лопается стекло вместе с «мордой». Железо целое… Выбрасываю стекло и… всё – дальше «ветер в харю, а я шпарю», на грудь под куртку раскатываю кусок брезента – вроде бы и солнышко светит, но продувает без стекла ой как! Зато обзор переднего колеса и дороги – великолепный! Гоню, в основном, стоя, бывает прикольно, когда на трассе работают Белазы, и я между ними фристайлю… Это похоже на фрагмент из фильма «Парк юрского периода», когда между динозавров на машинах и на мотоциклах ехали…Так я и доехал до первой переправы – оказывается, мне в Якутск заезжать не надо, стало быть, переправляться через Лену тоже не надо.

Группа англичан


   Первый раз увидел их за Якутском – день подходил к концу, и надо было или искать отель (то есть, возвращаться обратно километров 50), или ставить палатку. Еду так себе не спеша, смотрю по сторонам – дорога вроде как неплохая, твёрдый грунт… Оказалось – глина. Вот, думаю, не дай Бог, дождь, с какой же скоростью я тогда поеду? Через час, «как просили», таки начался – и сразу мотоцикл поплыл – я даже упасть ни разу не успел! И тут, как чёртик из табакерки, выбегает человек из кустов и машет рукой, показывая на свой лагерь. Пару жёлтых мотов я увидел сразу, и почему-то подумал, что это «ГС-ы», подплываю ближе – о, не два, а целых четыре, и пятый на прицепе в джипе, и не BMW, а Тенерки! Надо же, разве так бывает? Не, ну «Африк» одновременно в одном месте я много видел, ГС-ов тоже, а вот «своих» мотиков – по одному и очень редко. Ну, а дальше: «Ду ю спик инглиш?» – «Ноу, смол…», а дальше – «на пальцах и по калькулятору» на повышенных тонах, ну как всегда… Разгружаю мот, а палатки и тапок, привязанных сверху багажа, уже нет – ну надо же, как быстро и, главное, незаметно их смыло водой… Ну, и англичане мне подарили очень классную палатку, не то, что у меня была… Ужинаю с ними, и пытаемся разговаривать, но выходит – как разговор глухого с немым… Тем не менее, из общения «на пальцах» понимаю, что организатор тура едет сюда с группой желающих экстрима уже не первый раз. Они собираются идти по старой дороге, в отелях почти не останавливаются, и назад группа полетит самолётом, а мотоциклы загрузят на паром, обратно на джипе поедут двое – он и самый подготовленный из группы. Едут, что в том году, что в этом – на новых мотоциклах, исключительно на Тенерках. Байки в пути, естественно, не ломались – за исключением порванных цепей и почти у всех разбиты стекла.

Чурапча и переправа

   Ночью был сильный дождь. Подождал до 10 утра, и таки выехал. Пытаюсь ехать… Никогда раньше не ездил по такой «каше», если бы это дело было возле дома, и то бы было стрёмно, а тут за тысячи километров от Родины… Даже едущие сзади англичане не внушают уверенности, хотя раз я их не вижу сзади, значит, сильно ушёл вперёд. Падаю уже не помню сколько раз… Так прикольно – мотоцикл на скользкой глине полностью разворачивается на 180 градусов, и вообще начинает вытворять, Бог знает что… Нет, только не прокол!.. Прокол… Ставлю на боковую подножку, потому что на центральную не могу – ноги разъезжаются… Разгружаю, ещё раз пытаюсь поставить, получилось… Выглянуло солнышко, глина на мотоцикле начинает подсыхать. Меняю камеру в колесе, ставлю покрышку, накачиваю… Блин, пробил монтировкой, пока ставил… Процесс повторяется… А камера-то одна! Тут догоняют меня англичане: «Хеллоу, Андрей!». И у них тоже один на этом же месте пробивает колесо… Мне заодно с ним вручают новенькую камеру, от денег опять отказываются… Фух, всё поставил, поехал. Лечу, мотоцикл трясёт не по-детски, от пота – мокрый полностью! Остановился возле рабочих, которые строят дорогу, воды попить. Водички-то попил, а вот байк заводиться не хочет! Только что-то трещит возле аккумулятора… Вывод: или батарее хана, или клемма раскрутилась. Разгружать мотоцикл времени уже нет, на паром опаздываю… Мужики, 6 человек, толкают мот, пытаемся завести его с толкача. Бесполезно… Проезжающая совершено случайно «Буханка» берёт меня на короткий «галстук», разгон… четвёртая… схватил! Еду! До парома – 40 км, пролетаю их на одном дыхании, заезжаю на паром, глушу мотор. Если что, думаю – то от Камаза прикурю… Снимаю поклажу и добираюсь до аккумулятора – сильно вздулся, удивительно, как ещё не лопнул… Заезжают англичане. Ура, у них есть запасной! Пытаются мне его подарить, но в этот раз я решительно запротестовал: всё-таки чувствую, что не раз ещё по такой дороге может что-то сломаться, не хочу злоупотреблять… Но настроение – супер, несмотря на то, что за сегодня было пройдено всего пару сотен километров! Главное – я ещё на ходу, купаюсь в тёплой речке, и теперь уже просто уверен, что до Магадана я доберусь! Да уж, несмотря на то, что было столько поломок, падений и проколов, день заканчивается на позитиве. И погода наладилась, река красивая, природа сногсшибательная… Всё будет хорошо!
   Становимся лагерем возле реки, ужинаем и – спать… Мой тонкий спальник уже не согревает без теплого спортивного костюма… Подъём в 7, в 8 выезд. Остановка в ближайшем селе, в магазине – таримся едой: всё, что не влазит в мои рюкзаки и кофры, кладу им в джип. А как ещё заставить их взять от меня хоть что-то в благодарность за помощь? И опять вперёд… На выезде из посёлка заезжаю в шиномонтаж и клею запасные камеры, потом догоняю группу. Едут они не слишком быстро, а так как налегке и там, где броды неглубокие, проезжают по воде, хотя и мосты присутствуют – совсем недалеко. В общем, куражатся, получая тот кайф, ради которого сюда и ехали … Потихоньку догнал их – как раз тогда, когда один из них порвал цепь… Проехали ещё 100 км, а дорога перекрыта – ведутся взрывные работы. Стали, отдыхаем. Заморосил дождь, и тут наконец открыли дорогу. Поехали. Хоть и грязь, но ехать можно. Так проезжаем ещё 100 км, и вдруг резко становится холодно, к тому же заканчивается бензин, а заправка – только через 50 километров. Боюсь, опять придётся просить помощи… Становимся на ночлег. А ведь завтра наши пути разойдутся – они собираются пойти по старой дороге, и учитывая, что дождей было немного, проедут. Это была первая такая холодная ночь – в мелких лужах замёрзла вода … Ночью одеваю на себя всё, что есть… И, наконец – утро, завтрак. Мы прощаемся, обмениваемся электронными адресами. Удачи вам, ребята!

Сусуман

   Сусуман – это городок с брошенными, наполовину пустыми или даже пустыми многоэтожками. Говорят, что заправляют там дагестанцы или чеченцы, но город какой-то грязный … Остановился у кафе, а на выходе мне долго и, главное, непонятно зачем пытался засунуть в карманы деньги какой-то одессит… Решил не останавливаться в местной гостинице по двум причинам: меня сразу обступили лица кавказкой национальности, и хоть беседа была достаточно дружеская, всё равно я чувствовал себя весьма неловко из-за очень пристального внимания ко мне и мотоциклу. Да ещё гостиница находилась прямо перед пустырём, что видимо, выполнял роль стоянки… Поехал дальше. Несмотря на то, что дело шло к вечеру, на улице было светло, и я не спеша доехал до Ягодного, нашёл отельчик (в здании милиции!) и… завалился спать! Хотя нет, вначале были душ, пиво и еда. А вот мотоцикл был весь покрыт слоем какой-то серой глины – ветровика ведь нет. Утром я в который раз высыпал из корпуса воздушного фильтра горсть пыли с песком.

   По моим подсчётам, до Магадана оставался один день пути. В этот день встретил двух словаков на «ГэЭсах» (1200 и 650) – они стояли, ремонтировались. Долго меня уговаривали ехать старой дорогой, привели тысячу аргументов в пользу этого маршрута, но даже тот факт, что они утопили свой мотоцикл, едучи этой дорогой, и ездили в Магадан за помощью, чтобы его вытащить, не убедили меня. Вторая встреча с иностранцем произошла уже на обратном пути – с Ричардом из Англии, который ехал из Магадана на Тынду. Мужику лет за 60, он ехал на новом BMW R 1200 GS, и до этой авантюры по грунтовым дорогам никогда не ездил! Я догнал его на обратном пути, возле Якутска и обогатил скудный русский словарный запас на пару слов: «за здоровье!» и «хорошо!». Так мы с ним вдвоём и доехали до Байкала. Но что интересно: недостаточное знание английского языка не ощущалось. Наоборот, если бы я понимал всё, что он говорит, то, наверное, мы уже бы пошли каждый своим путём. Поначалу он что-то на песке рисовал, пытался как-то объясниться… Я его спрашивал: «Что рисуешь? Мону Лизу, Рафаэлюшка?». Он смеётся и мне в ответ: «Давай, дринк наливай!». О, это – правильно, по нашему, а то «фигвамы» какие-то рисует… Что тут скажешь – англичане народ необразованный, русский учить не хотят.

Магадан

   Когда до Магадана осталось всего каких-то пару сотен километров, асфальт перестал исчезать. Странно, но пейзажи похожи на крымские и даже солнце светит, но только в разгар лета температура – всего +10 градусов… Звоню одному знакомому – он вне доступа. Заезжаю в гостиницу – дешевле 100 баксов за ночь ничего нет… Звоню другому, а он мне даёт телефон третьего. А третий, Виталий Вдовичев (ДЮЙМ) – стал первым человеком, который смог доехать своим джипом из Магадана на Камчатку своим ходом! Он сразу приезжает и селит на своём СТО, где я счастливо проживаю и ремонтируюсь. В первый вечер я выпил пива с рыбой и отрубился. Помню, ДЮЙМ приходил, говорил что-то на счёт бани, но комната кружилась под ногами, а голова отказывалась «включать GPS». Но наутро я уже морально был готов ехать обратно, а вот мот – нет. Замену масла, продувку фильтра, поиски болтов крепления двигателя к раме я оставил на вечер и поехал посмотреть город, в первую очередь – к «маске скорби». Очень большой монумент, посвящён всем репрессированным. Рядом – гранитные стелы с названиями лагерей Колымы… И очень много иностранцев! Потом заехал на заправку и познакомился с байкером Олегом, который предложил провести меня по местным достопримечательностям. И понеслось: две бухты, речка, впадающая в море, косяки лосося, свежепойманная и тут же зажаренная рыба … И краеведческий музей, конечно. Жаль, на музей было мало времени… Там нужен не один и не два часа, чтобы прочитать и прослушать на третьем этаже историю по созданию города, о репрессиях и лагерях. Я сфоткал пару изданий авторов, которые выжили и вернулись, и уже дома прочёл одного… Каждому, кто до сих пор верит в коммунистические идеалы, это надо прочитать и покаяться. Сумели же немцы признать, что уничтожать других людей нехорошо, а мы – до сих пор нет…

   А ведь оттуда вернулись только единицы политзаключённых, и даже амнистия 1953 года была только для уголовников… Сейчас идёт полемика, сколько Сталин уничтожил в «Гулагах» – миллионы, тысячи или сотни тысяч. Вот бы этих демагогов туда… Да одна жизнь – это уже так много! Олег рассказывал, как однажды в бухту пришёл сухогруз с зеками, там было около 7 тысяч человек! Представьте – семь тысяч на одном, пусть даже большом корабле! Вспыхнул пожар, его пытались потушить с буксиров, но так и не потушили… Корабль утонул прямо на рейде, а выжило чуть больше тысячи! И это только один случай, который произошёл у всех на виду, а сколько заключенных, среди которых были и «политические» – учителя, студенты, врачи, писатели, просто не доходили до конечного пункта – целые этапы замерзали! А просто выжить? Только при минус 55 градусов прекращались работы на улице, а ещё при минус 54 люди долбили руду и валили лес… Когда узнаёшь о таком, все твои представления о бедах и неприятностях кажутся такими смешными…

Дорога домой

   Первые 300 км грунта после асфальта проехал относительно легко – дождик постарался и пыль прибил, но главное грязи не было! А затем опять начались пыльные участки, но проходить их я уже научился. В этот день хотелось доехать до Усть-Неры – там был отель. К ночи таки доехал, но мест не было. Еду дальше – температура падает где-то до 0 градусов, уже и ехать-то становится опасно – мотоцикл начинает скользить. Остановился возле двух фур на обочине, раскатываю коврик и, не ставя палатки и не снимая экипировки и шлема, ложусь спать. Укрываюсь всем, чем есть, в том числе и палаткой, засыпаю просто мгновенно, но уже к 5 утра просыпаюсь от дикого холода. Теперь понимаю выражение: «замерз как собака», и начинаю согреваться, бегая вокруг фур и размышлять о том, что нужен нормальный спальник, и черт с ним, что места много занимает… Побегал, устал, чуть-чуть согрелся. Начинает выглядывать солнце и я выезжаю в дорогу. Проезжаю 100 м и замечаю, что заднее колесо пробито… По-о-мо-о-ог-и-и-и-ите-е-е! Сил нет, хочется есть, руки – как крюки, замерзли и мотоцикл весь в грязи… Ну что ж, раз день с самого утра не заладился… Ладно, главное – не спешить и сделать всё, как надо с первого раза. Товарищи мотоциклисты! Возите с собой компрессор, не надейтесь на велонасос! Какая это мука – в очередной раз накачивать колесо до 2-х атмосфер… Сбортировал, выехал, проехал 3 часа, и на заправке в кафе встретил двоих ребят – отца и сына Сидоровых на «Африках». Ну всё, жизнь налаживается! Договариваемся стать на ночёвку возле Хандыги – если повезёт, то успеем ещё переправиться. Дорога – сказочная, все траблы теперь воспринимаются по-другому, часто останавливают рабочие, которые строят дорогу – поговорить и чем-нибудь угостить. Два раза купался в речке – днём на солнце температура под 25 градусов – класс! Но ближе к вечеру началось… Дорогу-то они делают, причём, делают быстро, но засыпают её речными камнями размером с хороший апельсин и даже ананас, диаметром 20-25 см! На «Сайгаках» и «Буханках» ещё можно ехать, а на легковых и на мотоцикле – как? А дальше дорога из камня резко переходит просто в песок… Падаю. Ага, теперь понял – сначала сыпят песок слоем 25-30 см, а сверху – речной камень… Так и еду: только наловчился по песку идти – влетаю в камень. Опять падение… До переправы – каких-то 100 км, но их же ещё проехать надо… Странно, но я же ехал туда по этой дороге, и такого не было! Была просто плохая грунтовка с камнем…
   Но вот и Хандыга, останавливаюсь в кафе, обедаю и – на шиномонтаж, клеить камеры. Потом заправляюсь, но до парома надо ещё проехать километров 20 такой дороги.

   Вот, наконец-то, река и паром. Раздеваюсь, так как от напряжения и прилагаемых усилий по удержанию мотоцикла я весь мокрый, как после бани. Купаюсь – вода тёплая… Часа через два подъезжают «африканцы», мы грузимся, переправляемся и становимся на ночлег. Завтра – Чурачпа. Господи, хоть бы не было дождя…
   Ужинаем, принимаем «снотворное» в виде пива… В этот день была самая комфортная температура и самая спокойная ночь. И, вообще, я теперь почему-то уверен, что вернусь своим ходом – как будто всё самое сложное уже проехал… А ведь впереди ещё 1500 км жёсткого оффроуда!

    Утром мы стартуем вместе, но я сразу вырываюсь вперёд, и почти как на Дакаре, на одном дыхании долетаю до Чурачпы. Там меня не ожидает ничего из неожиданного – пыль вместо грязи, но мы это уже проходили… Обедаю возле Якутска, заправляюсь и опять – ручку газа до упора. Останавливаюсь, когда на дороге замечаю мотоциклиста. Это тот самый англичанин Ричард, о котором я уже вспоминал, пытается поднять мотоцикл. На такой дороге, с только что насыпанным на неё крупным камнем, надо было держать скорость, а он пытается по нему медленно ехать и, естественно, падает. Пытаемся добраться до Алдана, чтобы заночевать в гостинице. Остается 150 км, и я пробиваю колесо. Через каждые 20 км приходится подкачивать компрессором, потом колесо начинает спускать через каждые 5 км... Темнеет быстро, поэтому заскакиваем в лес и ставим палатки. У Ричарда – огромный мачете и спрей от медведей, а из еды – только кофе и сырок. А у меня один «Доширак»… Ладно, значит, сегодня обойдёмся без снотворного…

   Утром Ричард готовит кофе, а я бортирую колесо. Выезжаем. На первых километрах дорога очень плохая – в глину вкатаны камни величиной с человеческую голову… Наловчился: из пяти камней уже могу объезжать четыре на скорости 80 км/час. Увлёкся я этим дорожным «тетрисом», смотрю, а Ричарда нет. Стою, жду. Проходит минут 10, а его всё нет. Возвращаюсь, в 5-ти километрах вижу – Ричард стоит, а мотик лежит… Поднимаем, едем дальше. Ситуация повторяется. Решаю ехать сзади. О! Теперь, как «заговорил»: не падает! Так доезжаем до Алдана, обедаем. До Тынды остается 300 км… Ричард в шоке – не может понять, как мы по такой дороге проехали до обеда 400 км! Говорит, что до этого сам в режиме оффроада проезжал в день 300 максимум, а тут 400 прошли и ещё 300 собираемся... Подходит к моему мотоциклу, осматривает колёса. По его жестам понимаю, что не верит своим глазам и считает, что колёса у меня должны быть погнуты, а они – круглые!!! Через пару остановок, возле кафе встречаем итальянца. Он хорошо говорит по-русски и по-английски, идёт автостопом до Магадана уже третий месяц. Он пишет статью о радушии россиян и якутов, а из вещей – один маленький рюкзачок…
   Остаётся 100 км до Тынды. Доезжаем туда к 9-ти вечера, таримся в маркете водкой и салом. Ричард первый раз сало попробовал, первая оценка: «О, вери, вери гуд!». Пьём, едим, радуемся – завтра уже асфальт!

   Потом была Чита и встреча с интересной парой англичан, ехавших на R 1200 GS с коляской уже третий год и не раз объехавших вокруг земли… Ночёвка в лесу, водка на кедровых орешках – по крайней мере, на ней было так написано, омуль малосольный горячего копчения, пляски Ричарда на сельских дискотеках и его непонимание – как можно было гулять, пить и поить всех до утра, а счёт к оплате на следующий день не превышает 50 долларов… Уговоры Ричарда остаться хотя бы на три дня в этом сказочно недорогом месте, где сумма ужина с завтраком на двоих не больше 20 долларов! Вкусный омуль в ассортименте, относительно тёплый Байкал (+16) и это всё было прожито за каких-то три дня!!! Очень жалко было расставаться с почти уже родным англичанином, но я уже превратился в «бешеного перегонщика японских мотоциклов», до дома оставалось каких-то 6500 км, цепь неравномерно и сильно вытянулась, почти слизалась передняя звезда, да и задняя тоже не ахти, как выглядит…
   От Усолья-Сибирского начался дождь, который не прекращался до Канска, потом горел лес и я почти до Омска ехал в ужасном дыму. В Омск заезжал ночью, без света (вышла из строя вся моя светотехника – перегорели сначала лампы ближнего света, а потом «кончилась» и фара), хорошо, что ребята встретили. Андрюха, огромное спасибо за хлеб да соль, надо таки было по твоему совету задержаться на следующий день – отлежаться и исправить свет… Да ладно, ехать ночью я больше не собирался, и рама лопнула всего чуть-чуть, да и звезда проскальзывала пока не сильно – с таким настроем я выехал из Омска, а на следующий день после Челябинска началась настоящая летняя жара… Так и доехал я домой – уже по жаре.

Итоги

   Пройдено – 25000 км вместо запланированных 26000. Маршрут по ходу претерпел изменения: на Балхаш не заехал, и на обратном пути не пошёл северным путем через Вилюйск, Мирный, Усть-Кут. Но всё то, что проехал по бездорожью и по грунтовым дорогам, а это где-то 7000-8000 км – не забудется никогда… Эту поездку я буду вспоминать, как самое яркое приключение в моей жизни! Описать и передать словами все эмоции на этой дороге невозможно – очень часто я молился, крича молитву просто в шлем, и просто кричал, когда молиться уже не успевал…
   В этой статье я мало описывал природу. А как описать эту красоту вокруг тебя? Это надо видеть… Поначалу привыкнуть невозможно – насколько всё красиво и насыщенно, и всё время задаешь себе вопрос: «неужели всё это происходит со мной?».

   Поехал ли я ещё бы по этому маршруту? Однозначно! Только, если бы полностью убрать асфальт! Поехал бы один? Нет, только не один, лучше вдвоём. Сколько я потратил денег на это? Не знаю, даже не считал… Все спрашивают: «Тебе нравится такой отдых?». А это и не отдых! Отдыхать будем после 60-ти, хотя… Глядя на Ричарда, надеюсь и после 60-ти у меня до «отдыха» есть лет 5-6, а может и больше... ww
 
 
 Размышления о мотоциклах

   В пути много думал об идеальном мотоцикле для сложных дальнобоев и пришёл к выводу, что таковым в нашей группе, вероятно, является «800-й Гусь», управляемый Костей из Тюмени. Этот GS, к тому же, был ещё и самым мощным в нашей группе, а за счёт самой широкой (150-й) задней покрышки и мастерства водителя был самым стабильным в песках. Если бы не маленький бак и заоблачная цена экземпляра, то о нём можно было бы мечтать! Я пересмотрел своё отношение и к Honda Africa Twin, считая её до этого слишком тяжёлой и, стало быть, плохо управляемой машиной. Но ведь МАКС (Максим Бобров) ни разу не упал за всё путешествие по Монголии, а Дима вообще умудрялся разгоняться на ней за 130 км/ч, и это по грунту!!! Единственное слабое место у «Африки» – расход бензина. Когда в баках «Африк» (рассчитанных на 25 литров), заканчивался бензин, а позже заканчивался уже тот, что доливали (по 2-3литра), то в моей «Тенере» с баком на 23 литра только начинала моргать лампа резерва, и я мог проехать ещё около сотни.

   Также меня смутили часто лопавшиеся в пути рамки под кофры, причём, у всех без исключения «Африк»! Но к концу поездки все сошлись во мнении, что это не «косяк» модели, просто они должны быть цельнометалическими, а не из полых трубок. Suzuki DR 800 – редкий гость в Украине, но недостатков, кроме расхода топлива (примерно «африканского») я за ним не заметил, особенно если учесть, что этот мот был самым старым, а вёз двоих и ни разу с ним не было проблем. При самом низком седле у DR-а были самые длинные хода – под 300 мм (с Колиных слов). Кстати, на Ямахе из-за неудачно расположенной выхлопной системы съедается примерно 6 см хода задней подвески! При пролёте по большим ямам на приличной скорости покрышка достает до выхлопной трубы. Не могу понять, зачем Ямаха пошла на такой шаг и обокрала модель на 6 см хода подвески, к тому же, утяжелив её как минимум, на 5 кг?
 

Николай Иванов:

   День за днём выдаются очень тяжёлыми. Жара и ужасного качества направления (дорогами это не назовёшь), представляющие собой несколько колей, то сходящихся, то расходящихся, с гребёнкой и песчаными ловушками. Пейзаж меняется каждый час (именно так нужно измерять в Монголии расстояния, а не в километрах!). Кстати, по сути мы ехали по плато, находящемуся на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря. Горы со снежными шапками, каменистые пустыни, красные скалы, пески… Заплутали немного – помогли откуда ни возьмись, взявшиеся двое молодых монголов на «Иж Планете» – они указали верную дорогу. Проезжали 20 км и останавливались отдохнуть. Езда начала напоминать ралли-рейд. Медленно ехать нереально из-за гребёнки, быстро ехать – небезопасно. Вспомнил все приёмы управления внедорожной техникой. Выбил себе кисть – перетянули банданой. Начались полёты на одном колесе, в том числе и переднем – как Анютка сзади там держалась и успевала привставать на подножках, я не знаю…Утром выяснилось, что некоторым мотоциклам опять требуется помощь квалифицированного монгольского сварщика. Осмотрел свой DR800S – лопнула пластиковая ловушка цепи, оторвал на камнях.

И утром же нас покинул Андрей из Украины, так как целью его путешествия был Магадан. Маньяк-одиночка!

Про «коня»

   На момент старта моя «Тенерка» за прошедшие от её покупки четыре года прошла уже 70000 километров и практически без поломок, не считая замены форсунки и таких мелких поломок, как две порванные цепи Regina. Больше цепи этой фирмы я не покупаю. Основная претензия к мотоциклу – это его крейсерская скорость в 110 км/ч, что, конечно, маловато. Но можно поставить заднюю звезду на 43 вместо 45 зубьев и будет чудно. С поправкой – если едешь один. Ну и брать с собой «45-ю» звезду – на случай бездорожья. Свет мог бы быть и получше, но ночью я почти не езжу, поэтому и не заморачиваюсь. Лобовое стекло небольшое, но всё познаётся в сравнении: когда я поставил повыше – на 5 см, то при езде по месту и по трассе оно показало себя неплохо, а вот в дальнюю поездку лучше брать стоковое – больше шансов, что на бездорожье оно уцелеет.
   Относительно лёгкий и надежный одноцилиндровый мотор оказывается, может ехать на низких оборотах по пескам «внатяг». Да, вибраций больше, чем у двухцилиндровых моторов. Я ездил на Трансальпе по асфальту – плавный ход, минимум вибраций и крейсерская скорость повыше, но расход бензина побольше, чем у Тенере и вес у Трансальпа больше на 12кг, а 12 кг на бездорожье – это немало, да и при жёстких падениях много чего у Трансальпа ломается и отлетает Тяжёлую выхлопную трубу (11 кг) у Тенеры можно поменять на «прямоток» от «400-ки», весом в 4 кг и тогда получаем разницу между Тенерой и Трансальпом в 20 кг. Это как сравнивать Трансальп с Африкой – кто легче? Вот и выходит, что ближайший конкурент Тенеры – только КТМ 690 Enduro, но опять же, всё познаётся в сравнении. Расход бензина у КТМ гораздо больше, а комфорта на трассе – гораздо меньше, но зато мощность и управляемость на грунте в разы выше. К сожалению, мне не удалось ещё покататься на КТМ 690 Enduro – пусть остаётся мечтой!

   Зачем такой мотоцикл, как «Тенера» нужен, пусть решает каждый сам за себя. Но глупо купить её и в год не делать хотя бы парочку экстрим-путешествий как минимум, по 3-4 тысячи каждое. Ключевое слово к этому мотоциклу наверное, «испытание». Испытание себя, не мотоцикла – мотоцикл выдержит всё, лишь бы всадник выдержал!

   Не пытаюсь хвалить всё то на чём я езжу, и будь бы у меня побольше денег, быть может, всё-таки, продал бы «Тенеру» и взял КТМ 690, но я уже отдохнул от этой поездки и в голове засела мысль: поехать в Африку! Но с каким мотоциклом пройду этот путь, я уже для себя решил, когда въезжал своим ходом к себе во двор. И, как пел Высоцкий: «И он пришёл, трясётся весь, а тут опять далекий рейс, я зла не помню – я опять его возьму».
 

Текст: Андрей Ивашина
Фото: предоставлены автором
 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры