Рубрика:

Путешествия

 Журнал: 4 (2013)

Не были вы на Цейлоне!




В этот раз меня занесло на Шри-Ланку, которая до 1972 года называлась «остров Цейлон» и была сперва колонией, а потом доминионом Британской империи. И здесь, на родине одноименного чая, я решил узнать, каково живётся местным мотоциклистам.

Жаркое и влажное дыхание тропиков почувствовалось сразу же, как только я вышел из кондиционируемого здания аэропорта в Коломбо. Климатический шок усугублялся тем, что всего 12 часов назад я кутался в зимнюю куртку, а вокруг были февральские просторы «Ридной Неньки».

Ланкийский воздух был настолько влажен, что, казалось, в нём можно повесить топор. Даже жара на уровне +33 градусов (и это в 6 утра!) не доставляла таких неудобств, как дикая влажность. Похожие ощущения я испытывал год назад в Китае, выходя из аэропорта в Гуанчжоу. Но в тот раз температура воздуха была всего +25...



Но вот культурного шока, который был у меня в Китае, я не почувствовал. Наверное, дело в том, что в пропорции 1 к 3 окружающие меня люди состояли из русских туристов. Мне даже показалось, что я никуда и не улетал из родного Харькова. Просто мы поднялись в воздух, покружили там и сели обратно. А пока мы болтались вверху, то внизу кто-то быстренько вкопал в землю пальмы, «подкрутил» климат и выпустил на улицы темнокожих ланкийцев.

Откровенно говоря, мои соотечественники, которыми на две трети был наполнен самолёт, «достали» меня ещё во время перелёта. Не зная английского языка, они создавали хаос и толкотню везде, где появлялись. Они постоянно пытались пролезать без очереди, шумно выясняли отношения в стиле «вас тут не стояло!», орали на весь терминал: «Галя, де мои сандали?!» и постоянно скандалили с персоналом аэропортов. По этой причине мой самолёт даже был на 2 часа задержан в Шардже (ОАЭ), когда пьяный русский турист полез выяснять отношения с пилотом. Мне было откровенно стыдно за свой народ. А вместе с тем хорошо понятно, почему нас так не любят европейцы.

Но, вернёмся к Шри-Ланке. Когда мы выехали из Коломбо по направлению к Ваддуве (около 90 км), нам сказали, что дорога займёт 4, а то и 5 часов. Сколько?! Пять часов ехать 90 километров по трассе? Разве это возможно? Оказалось, что да. Возможно.

Ланкийские дороги преимущественно хорошего качества: с ровным асфальтом, аккуратной разметкой и всеми необходимыми дорожными знаками и указателями. И практически без светофоров! Но есть один нюанс... даже два. Во-первых, дороги очень узкие. Даже магистрали редко когда имеют больше одной полосы в одну сторону. Во-вторых, в Западной провинции площадью 3684 кв. км проживает почти 6 миллионов человек (для сравнения, в Крыму живёт менее 2 миллионов человек при площади в 26000 кв. км). Поэтому, городское и загородное дорожное движение Шри-Ланки представляет собой одну сплошную «тянучку» со средней скоростью около 20 км/ч. Лишь в промежуток между 22:00 и 4:00 можно прохватить по пустым дорогам.

Впрочем, говорить о городском и загородном движении не совсем корректно. В густонаселённой западной провинции городки и деревушки расположены вдоль трасс и перетекают друг в друга, разделяясь чисто номинально.

Придорожная архитектура в пределах океанического побережья впечатляет своей... убогостью и разрушенностью. Частично – это последствия цунами 2004 года, во время которого погибло около 45 000 человек, а сотни тысяч лишились домов. Но в большей степени это обусловлено бедностью населения и закономерным нежеланием ремонтировать то, что и так пока стоит. Разумеется, вращая головой по сторонам можно увидеть представительные офисы, гостиницы и административные здания, но они всё равно тонут в окружающих их трущобах.

От четверти до трети всего потока транспорта составляют мотоциклы. Ещё четверть – «тук-туки» (вы уже прочитали тест-драйв?). Остальное – легковушки, автобусы и небольшие грузовички.

В населённых пунктах, которые идут вдоль береговой линии почти сплошняком, действует дифференцированное ограничение скорости: 60 км/ч для автомобилей, 50 км/ч для мотоциклов и 40 км/ч для «тук-туков».

Мотоциклы преимущественно индийского производства объёмом от 50 до 250 см3. Иногда попадаются 250-кубовые японские эндурики 90-х годов выпуска, а так же малокубатурные Honda (пока я колесил по Шри-Ланке, то насчитал около десятка «хондовских» салонов). Большие кубатуры запрещены из соображений экологии и безопасности на дорогах.



Ну, насчёт экологии могу поспорить... Какая-нибудь официально разрешённая чадящая развалюха, вроде грузовика 80-х годов выпуска, вредит ланкийской экологии поболее, чем десяток современных «литровых» мотоциклов. Но вот насчёт безопасности согласен.

Местные негласные ПДД позволяют «тому, кто больше» безнаказанно сгонять транспорт со своей полосы, подрезать, ехать по встречке, заставляя водителей уходить на обочину и разворачиваться там, где тебе вздумается. При этом, вся защитная экипировка местных мотоциклистов – это открытый шлем. Реже – шлем-интеграл.

Ввиду плотности дорожного трафика, все водители делают «миллиметроны». От аварий ланкийцев защищает только то, что весь транспорт двигается крайне неспешно, и у водителей в достатке времени на то, чтобы среагировать. Во всяком случае, за десять дней пребывания на острове, я видел только две лёгкие аварии, в которых никто не пострадал. Это подтверждают и сами местные жители. По их словам, мотоциклы и «тук-туки» очень редко попадают в ДТП. Как правило, сталкиваются только автобусы, водители которых до последнего момента решают, кто же из них больше и, соответственно, «правей».

На дорогах страны царит серьёзная коррупция. Например, когда подвозивший моих друзей «тук-тукер» отведал украинского коньяка и серьёзно захмелел, они спросили его насчёт проблем с полицией. Оказалось, что от такого серьёзного нарушения, как пьянство за рулём, можно откупиться 500 рупиями (около 35 грн.). В принципе, любые проблемы с полицией решаются за сумму от 300 до 1500 рупий.



Возможно, именно по причине дешевизны взяток, я несколько раз видел на дорогах «запрещённые» Honda Hornet и парочку старых Fireblade. И, если «Фаеры» были без номеров (и, возможно, без документов), то на «Хорнет» был прикручен обычный ланкийский номер.

Вообще, на Шри-Ланке действительны водительские права международного образца, поэтому препятствовать вам прокатиться по ланкийским дорогам будет только ваш собственный страх перед их дорожным движением. Ну, а если вы всё-таки выехали на дорогу, то не забывайте почаще «дудеть в дуду». Подача звукового сигнала означает здесь не типичное: «эй, козёл, что за фигню ты тут творишь?!» или «раздайся грязь, говно плывёт!», а просто «я еду / я обгоняю / я поворачиваю» и служит просто для привлечения внимания.

Что касается бензина, то ланкийским байкерам повезло не больше, чем украинским. Все нефтепродукты импортируются, и аналог 95-бензина обходится им в 170 рупий (11-12 грн).

Если же вам надоело кататься, и вы решили что-нибудь прикупить или перекусить, то просто повернитесь лицом к придорожным зданиям и хибаркам. Я вас уверяю, что вы увидите там стоящие бок-о-бок кафе, ювелирную лавку, магазин текстиля или хозтоваров, и лавку с фруктами. Рекомендовать могу только кафе и магазины с товарами, пробиваемыми по чеку. Во всех остальных заведениях, при виде белой рожи, продавцы повышают цены в 3-4 раза. Ну а в ювелирной лавке вам ещё попытаются подсунуть стекло вместо «драгоценного камня».

Что касается кухни, то ланкийцы преимущественно вегетарианцы. Они великолепно готовят овощные блюда, неплохо – рыбу, но с приготовлением мяса у них беда... Даже если повару попался кусок нежного ошейка, готовое блюдо будет жёстким как подошва и пережаренным.



Вдосталь отведав местной кухни, я заглянул в несколько мотомагазинов. Как и ожидалось, основной ассортимент – это индийские мотоциклы от 50 до 250 см3 по стоимости от $1000 до $3000. Из защитной экипировки предлагают только разные типы шлемов – от «половины орешка» до интеграла. Только в одном магазине я увидел неведомо как попавшую туда «черепаху» и несколько пар кроссовых перчаток. Причём, судя по слою пыли на черепахе, местные покупатели не проявляют к ней особого интереса. Видимо, им неведомо, что такое «скользячка» на 100 км/ч…

В целом, ланкийцы относятся к иностранцам любых мастей очень вежливо и доброжелательно. За всё время, проведенное на бывшем о. Цейлон, я ни разу не встречал проявления неуважения и агрессии. Даже если у вас попытаются потянуть кошелёк или «развести на лоха», то делать это будут с добрейшей улыбкой и заверениями, насколько они счастливы видеть вас. ww

• Шри-Ланка – до 1972 года о. Цейлон.
• Площадь – 65610 км. кв.
• Климат – субэкваториальный муссонный.
• Население – около 22 млн. чел.
• ВВП на душу населения – $4300 (на 2008 г.)

• Языки – сингальский, тамильский. Также, население владеет английским и с 2009 года начало активно изучать русский.
• Основная денежная единица – рупия. Курс – от 116 до 125 рупий за 1 доллар.
• 95-й бензин – 170 рупий / литр.
• Зарплаты – от $100 до $1000 в месяц. В среднем – $300.
• Дорожные взятки – 300 – 1500 рупий.
• На Шри-Ланке действительны водительские права международного образца.
• В стране действует дифференцированное ограничение скорости: автомобили – 60 км/ч, мотоциклы – 50 км/ч, «тук-туки» – 40 км/ч.
• В страну перекрыт импорт мотоциклов с двигателями более 250 см3.
• Мотоциклисты и их пассажиры обязаны носить шлем.
• Кушать можно в любом кафе. Ланкийцы отлично готовят овощи, неплохо – морепродукты, и плохо – мясо. Также, можно покупать фрукты на рынке, но всё кроме ананасов и бананов – на любителя.
• В стране торгуются везде, кроме супермаркетов. В среднем, продавцы уступают по 40%.
• На Шри-Ланке есть смысл покупать чай, драгоценные камни (если вы уверены, что сможете отличить подделку) и традиционные маски.

Текст: Сергей Кузнецов
Фото: предоставлены автором

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры