Рубрика:

Люди

 Журнал: 8 (2012)

Виктор Петренко От «Верховины-5» до «Харлея»





 

Виктор Петренко От «Верховины-5» до «Харлея»

Досье:  Заместитель Председателя Правления ЧАО «Атолл Холдинг». Генеральный директор первого официального дилера Harley-Davidson® в Украине – «Harley-Davidson®Kyiv».

От редакции:
   Когда раньше, лет 10 назад, кричали "байкер на Харлее!", воображение обычного человека невольно рисовало брутально выглядящего дядьку с большими бицепсами, с пивным животом, наколками на руках и весьма хулиганистым поведением. Некоторые же люди из мотосреды рисовали себе владельцев этой марки несколько по другому: по их мнению, это либо "мажоры", что купили себе "игрушку" на выходной день, либо какой-нибудь "бонза" самоутверждается... Этот отрицательный имидж формировали, в основном, зарубежные фильмы, но шлейф от них, к сожалению, тянется и по сей день. Виктор Петренко опровергает все вышеперечисленные представления о людях, ездящих на этой легендарной марке.

Скажи, как и когда ты впервые сел на двухколесную технику?

   Сколько я себя помню – а это лет так с 7-ми, я имел такую возможность: сначала кататься на аппаратах типа велосипеда с мотором, как Д-5, Д-6, потом, когда появились «Риги», «Верховины» – на них… Некоторые из них, кстати, тогда были без перемычки на раме, поэтому можно было приловчиться стоять на педалях и ехать. Позже, по мере взросления, отец купил дедушке мопед «Верховину-5», но дед пару раз всего выехал, и мопед просто стоял в гараже. Отец тогда поставил мне условие, что если я хочу ездить на этом мопеде, то должен помогать дедушке по хозяйству. Конечно, я согласился! И вот так продолжалось лет до 14-ти. После этого появились варианты: «А давайте со старого трёхпередачного Минска поставим двигатель на Верховину, переварим раму, и будем ездить быстрее всех!», «А теперь ещё снимем глушители, чтобы было громче!», и ещё: «А давайте устроим соревнования!». К 15-16-ти годам, после всевозможных занятий разными видами спорта, я увлекся картингом. Но после того, как я увидел ребят в экипировке на мотоциклах (а тогда ездили на «Чезетах» и «ИЖ-15К»), я пошел в секцию по мотокроссу, и прозанимался там до своего ухода в армию. Но понятно, что мотоспорт, кроме знаний, умений и опыта езды требовал финансирования. И немалого… Даже состоя в клубе, все равно приходилось приобретать самому экипировку, тратить деньги на доводку мотоцикла: хочешь, к примеру, пневматику вместо пружин – плати, не нравится тебе карбюратор К26 – закажи Mikuni, не хочешь ездить на этих шинах, покупай те, что нравятся, и так далее. Как говорят, «любые фантазии за ваши деньги».

А где клуб находился?

   В Киеве. Тренером у нас был Виктор Любомирский… Ездили мы в Пирогово – это была самая крутая трасса, и всех, кто там катался, считали серьёзными спортсменами. В Вита-Почтовой тоже была достаточно длинная, скоростная и интересная трасса, на ней даже коляски выступали… Кстати, занимаясь в этом клубе, мы были настоящими «универсальными солдатами»: занимались не только мотокроссом, но и эндуро-кроссом, спидвеем… Я даже один раз стоял в коляске в соревнованиях на Вите-Почтовой – когда мы выступали в командном зачёте, а наш гонщик-колясочник получил травму. Наш же экипаж выступил так, что мы получили приз зрительских симпатий! Очень смешно и весело было.

А что такое эндуро-кросс?

   Многодневные состязания на тех же кроссовых мотоциклах, только уже с фарами и габаритами, так как въезжая в лес, там было темно даже днём. Это, в основном, в Коломые и других местах западной Украины. А наш клуб всегда участвовал в самых разных соревнованиях, так как больше энтузиастов не было! Был у нас и спидвей, лед, гарь – мы тогда ездили везде, гоняли по льду на озёрах Оболони…

Спидвей, особенно ледовый, ещё более травматичный вид спорта, чем мотокросс...

   Да, очень травматичный. Там, во-первых, другой крутящий момент, другая развесовка, и ещё шипы в полпальца. А если вдруг случайно неправильно его завернёшь (а байк едет только налево), то «легко и непринуждённо» сделаешь кувырок… Кстати, бывало и такое, что мотоцикл продолжал носиться по озеру уже без райдера, распугивая рыбаков, до тех пор, пока бензин не кончится.

То есть, тебя всегда привлекала внедорожная техника?

   Ты знаешь, с 16 лет я уже четко понимал: есть мотоциклы, на которых мы ездим, и есть мотоциклы Harley-Davidson®. И у меня уже тогда была юношеская мечта: иметь такой мотоцикл… Всё думал: вот закончу школу, техникум, пойду в армию, поступлю в университет, начну работать, заработаю денег, и куплю себе Харли. К 30-ти годам приобрести его было реально, но мне хотелось не «просто купить», хотелось чего-то большего, мечталось уже о том, чтобы привнести культуру этого бренда в нашу страну…

Какие это годы были?

   Думал я об этом предметно уже с 2002 года. В 2003 году Harley Davidson® ярко и громко отметил свое 100-летие, и я, пообщавшись на эту тему со своим партнёром Олегом Боярином, совместно с ним принял решение заняться этим бизнесом в нашей стране. «Харли» к тому моменту в стране были, но завозились они, мягко сказать, «нецивилизованно». А хотелось иметь и сервис, и гарантию… Тем более, что уже тогда многие понимали, что такие мотоциклы – это не просто средство передвижения, но и определённая культура, для некоторых даже – религия, а для кого-то – душа, стиль и образ жизни. Эти мотоциклы создавались для удовольствий и путешествий, а путешествия требуют дорог, времени и расстояний. И, естественно, для всего этого нужен цивилизованный сервис. Поэтому, чтобы всё было правильно, нужно было собрать информацию и понимать, что нельзя что-то делать без чего-то. То есть, продаёшь мотоциклы – тогда будь добр, обеспечь их сервисом, запчастями – как это делают в других странах и как это предписано всеми правилами.
   Мы озадачились этим вопросом в 2003 году и занимались им вплоть до 2008-го. И только спустя пять лет, выполнив ряд условий и требований, мы, наконец, подписали контракт. И тут всю Америку и Европу накрыла волна кризиса, стремительно приближаясь к нам… Но поменять уже ничего было нельзя. Мы, конечно же, отдавали себе отчет, в какой момент мы зашли на рынок Украины, но ещё не понимали, насколько тяжело будет…

Из-за кризиса?

   Не только. Потому что мотокультуры, как таковой, в стране почти не было, она присутствовала где-то до границ 85-86 годов, когда в каждом дворе и каждом селе было по несколько единиц двухколесной техники. А потом всё это куда-то раз – и исчезло, мы перестали видеть людей, которые ездят по сёлам, по городу, и уж тем более делают это, собираясь в группы и колонны… А ведь до этого мотоциклистов на Явах, ИЖах, Чезетах было очень много! Тогда, кстати, было модно не просто ездить, а «играть в догонялки» с гаишниками, которые тоже ездили на мотоциклах. Это были своего рода соревнования – всем нравилось показать себя не просто катающимся с девчонкой по улице, а еще неким Зорро, умеющим «ускакать» от дорожных стражей порядка…

А какой у тебя тогда был мотоцикл? Именно твой, только не спортивный, а гражданский?

   Своего не было. У друзей были «ИЖ-Планета-Спорт», «Явы» и «Чезеты». Проблема же была не только в том, чтобы его иметь. Надо было иметь место, куда его ставить. Вспоминаю своих друзей, которые, покатавшись, тратили час только на то, чтобы затащить мотоцикл на 5-й этаж хрущёвки и поставить его в коридоре, используя всякие подручные средства… Хорошо было тому, кто жил на 2-м этаже. Я жил на 3-м: это, конечно же, не 5-й, но и не второй… Да и сложно было хранить мотоцикл, к примеру, в однокомнатной квартире, где я жил с родителями. Стоянок тогда не было, а хранить на улице – сам понимаешь, чем это могло закончиться…Так что своего мотоцикла тогда не было, так как не было к этому никаких условий.

А когда появилась такая возможность?

   Так уж получилось, что моим первым личным гражданским мотоциклом стал Harley Davidson® Dyna Wide Glide CVO 105-th Anniversary, который я приобрел в возрасте 45 лет – абсолютно осознанный выбор, взвешенный, выдержанный.

То есть, ты его купил сразу, как стал заниматься Harley-Davidson®?

   Нет. Сначала мы с Олегом (Боярином – прим. ред.) хотели приобрести два V-Rod`а, а я хотел конкретно Night Rod Special. Но в тот момент его не было в наличии, и я как-то успокоился и занялся этим вопросом, как бизнесом, сконцентрировавшись именно на этом. Потому что мотобизнес сам по себе достаточно интересный, но непростой – линейка товаров достаточно обширна, и нужно было понимать, что же именно нужно заказывать, чтобы это продавалось. Причём, не только мотоциклы, но и огромное количество других товарных групп: одежда, обувь, аксессуары – чехлы, ножи, зажигалки, ювелирные изделия, палатки, часы, номерные таблички, и так далее…

То есть, опыта езды на гражданском мотоцикле, кроме Харлея, у тебя никакого не было?

   Был, конечно: Минск 125, Восход 3м, ИЖ-Юпитер 3, ИЖ ПС 350, К-750 – из отечественных. Ява, Чезет, Паннония, V-Rod, Honda Gold Wing – из зарубежных. Из тяжелых и современных мотоциклов самым продвинутым считался Honda Gold Wing. Был у нас такой мотоцикл на предприятии, и была идея, чтобы летом перемещаться на нём по городу. Но не сложилось. Оказалось, что по городу на нём можно перемещаться только в выходной день. Мотоцикл, безусловно, очень хороший и высокотехнологичный, но было такое ощущение, что из двухколесного транспортного средства хотели сделать автомобиль, оставив только два колеса. Зачем? Непонятно... И для меня в нём потерялся весь смысл: передвигаться по городу быстро, протискиваясь в пробках – не получается, ехать далеко – нет ощущения под тобой «железного коня», живого, со своими звуками «чу-чу-чуххх»…

А спортивный мотоцикл какой был?

   Лет в 30, когда я выступал в мотокроссе, я купил Honda 125, которую я через год сменил на новую Yamaha 125, а потом, спустя пару лет – на четырёхтактную Yamaha YZ 450 F, которая уносила меня так, что казалось руки оторвутся вместе с пальцами… А мозоли были такие, что было непонятно, как с этим мотоциклом можно справиться, учитывая мой относительно небольшой вес в 82 кг и вес мотоцикла в 111 кг при мощности в 53 л.с… Я полгода боролся с мотоциклом, пока не сросся с ним…

Зачем же ты брал после 125-ки сразу 450 кубиков?

   Если бы ты видел, КАК на этой модели едет Стефан Эвертс – 8-ми кратный чемпион мира в мотокроссе!!! Этот мотоцикл не едет, а летает! Но потом, лет 5-6 спустя, мотоспорт в чистом виде стал для меня слишком экстремален и достаточно опасен с учётом появления новых мощных и высоко технологичных мотоциклов, и особенностей подготовки наших национальных трасс. А если хочешь достичь чего-то, то приходится постоянно «бежать вперёд»… И я успокоился в плане спорта: прыгать, газовать, соревноваться на пределе сил, я понял, что мне нужно совсем другое. Меня всё больше привлекали путешествия, и по бездорожью в том числе – по горам, полям, холмам… А это уже не кросс, а эндуро. Поэтому я продал кроссовый мотоцикл и купил новый Yamaha WR 450 F – мотоцикл, на котором я котором езжу до сих пор с удовольствием – осенью, летом, зимой и весной. Какое же это удовольствие – не спеша красиво ехать, любоваться пейзажами, фотографироваться, делать остановки на барбекю у костра, когда захочешь и где захочешь!

Как дети, интересуются мотоциклами?

   Старший сын ездит в мотокроссе с 5-ти лет, младший – с 7-ми. Начинали они с «полтинников» КТМ – очень хорошая техника для начала. Потом, научившись, пересели на 65 см3, а старший после этого – на Yamaha YZ с мотором в 85 см3. Кстати сказать, младший на кроссе КТМ 65 см3 поднялся с нами на Драгобрат на высоту 1500 м над уровнем моря самостоятельно по горным дорогам, а старший – на 2200 м. Младшего не настолько интересует спорт, поэтому для «просто поездить» по бездорожью, учитывая его подготовку, приобрели ему лёгкий эндурик – Geon Dakar125. Пришлось, конечно, заменить задний амортизатор, сейчас колдуем над карбюратором, но всё остальное в нём пока достаточно хорошо. Старшему же сейчас 17,5 лет, он уже участвовал в эндуро соревнованиях на Yamaha WR 450 F, ему нравится. Ждёт совершеннолетия, чтобы можно было сесть и попробовать Харли.

Как ты относишься к езде без шлемов, перчаток, в расстегнутых куртках или даже без них? Часто этим грешат и харлеисты...

   Тот, кто падал, тот одевается. Кто не падал – тот ещё может себе позволить показать свои нестёртые локти, колени, не поломанные конечности и другие кости. Пока показать… А вообще – дай бог, чтобы этого никому не пришлось испытать. Я сам и мои друзья ездят только в шлеме и в хорошей экипировке. Хотя вначале и были порывы на парады выехать в кепочке и маечке… Сложно заставить надеть на себя весь экип в жару за 30 градусов, но надо себя иногда и заставлять – в дороге жарко не бывает.

Так в этих-то пробегах и парадах чаще всего и случаются завалы! Из положения "почти стоял" тоже падают.

   Это всё от незнания или от неопытности. А вообще – каждому своё. Когда смотришь на таких людей, и если они едут одни – это их выбор, их здоровье и их жизнь, а вот когда сажают пассажира, раздетого, как на пляж, то всё, что произойдет с ним, будет на совести пилота. Даже без падений бывают такие ожоги от глушителя, что не только на пляж, но и в душ будет больно зайти…

   Два примера из жизни. Это, правда, на воде было, но тем не менее. Катаюсь на гидроцикле. На мне – гидрокостюм, спецжилет, перчатки, очки – всё, что нужно. И тут на скорости что-то попадает мне в бровь… Перед глазами всё вспыхивает, что-то течёт и заливает глаза… Я смог удержать руль, остановился, промыл глаз, но уже вечером картина была такая, как будто я сошёл с боксерского ринга… Что мне попало в бровь – не знаю. Птица какая-то, наверное… Второй раз, когда у меня также, на воде, запотели очки и я остановился, чтобы их промыть, до берега оставалось всего чуть-чуть. «Да ладно, сколько тут осталось…» – и не одеваю очки. И в веко попадает оса! Через 30 секунд у меня отек был на пол лица…

Каков портрет украинского покупателя мотоциклов Harley Davidson®?

   Хороший вопрос…В Украине Харли – это премиум бренд прежде всего. Следовательно, и покупатели соответствующие: возраст от 30 лет и старше, образование – как правило высшее, самодостаточные люди, финансово стабильные, уверенные в себе и своих силах – спортсмены, государственные служащие, политики и бизнесмены.

Известны ли тебе случаи покупки кем-то после "Харли" "японца" или "европейца"?

Да, конечно. Как правило, Харли замыкает цепочку, но есть понятие – «мода». Сегодня, например, мода на BMW R1200 GS – отличный тяжёлый эндуро.

Почему ООО "Американская Легенда" имеет статус "дилер", при том, что в Украине нет предприятия-дистрибьютора Harley-Davidson®? Есть ли перспектива повысить этот статус?

Статус повысить нельзя. Harley-Davidson® назначит своего импортера для локального рынка, когда придет время.

Я коренным образом поменял своё мнение о мотоциклах H.D. после первого же тест-драйва. Насколько важным ты считаешь наличие тестовой техники в мотосалоне?

Это очень важно, особенно для сомневающихся. Во вторых – это обязательное условие контракта.

Какие пожелания читателям "МотоДрайва" ты хотел бы высказать?

Быть здоровыми, счастливыми и жизнерадостными. Беречь себя и окружающих – жизнь быстротечна. А также красивых дорог и ярких путешествий!
 

Беседовал: Валерий Чуйков
Интервью: Виктор Петренко
Фото: из домашнего архива

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693


Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры