Рубрика:

Разное

 Журнал: 4 (2008)

О бедном мопеде…




   От редакции: честно говоря, получив этот рассказ, мы долго сомневались – печатать ли его, а если печатать, то в какой рубрике. Но дочитав его до конца (все 12 рукописных страниц формата А4), мы буквально выползли из-под стола от смеха, и решили, что рубрика здесь может быть только одна – «Просто отпад!». К сожалению, рассказ пришлось сократить, но мы все же по возможности его суть и стиль автора постарались сохранить. А самого автора просим связаться с нами для получения приза!

   Это рассказ о давно забытом, но в «совковое» время весьма популярном (и дефицитном) мокике «Рига-13». Он же «Газулька», он же «Дырчик», и он же у нас, в Воскресенске – «Дрыцель»... Мопед «Рига-13» я купил за 100 гривен, хотя, вернее, купил только раму, мотор и колеса. Понятное дело, получая маленькую заработную плату в школе, где я служу дворником, купить нормальную технику не представляется возможным. Мопед собирался полгода, зато после сборки я смело мог выехать в любую точку Украины, не боясь никаких поломок. Что, собственно я и делал, проезжая по 150-200 км в сторону Одессы и Приднестровья.

   «Дрыцель» отличается от остальной мототехники специфическими условиями езды и технического обслуживания. Расскажу об этом подробнее на «живом» примере. Выехал я как-то в республику Приднестровье в 4-00 утра, подключив «велодинаму» на заднем колесе. 12 V – столько напряжения дает китайская «динамка». Сразу включился ближний свет фары и габарит. Спереди – лампочка от елочной гирлянды на 13 V, а сзади – уже на 26 V. Ближний свет светит на 1,5 м, что для «Дрыцеля» неплохо, а дальний – до 30-ти, что очень хорошо, ведь на крейсерской скорости 25 км/ч видно на дальнее расстояние и лампа «стопа» горит в этом случае прекрасно!
   При скорости в 25 км/ч можно ехать до тех пор, пока бензин в баке не закончится. А если открыть заслонку карбюратора побольше, то мотор сразу же нагревается и приходится сразу же останавливаться.
   На 200 км мопед скушал 3 литра А-76 и 140 граммов масла «Азмол». Подобная экономность достигается тем, что из Вознесенска в Одессу много километровых спусков и подъемов. Как только я вижу впереди спуск, так метров за 200 разгоняю мопед до максимальной скорости в 40 км/ч, а затем выключаю зажигание, выжимаю муфту и – достигаю 60-ти км/ч! Затем я начинаю притормаживать, потому что это – очень большая скорость! Все дело в том, что на рынке я приобрел новую звездочку в заднее колесо, а она оказалась слегка яйцевидной формы, из-за чего возникает вибрация цепи.

   Как только скорость упадет до 15 км/ч, можно начинать проводить мероприятия по запуску двигателя, а это: открыть бензокран, включить зажигание, дать полный газ и отпустить левую ручку. Скорость падает с 15-ти до 5-8 км/ч.
   Б-р-р-р... Бум, бах! – двигатель завелся и постепенно начинает разбег, а если не завелся, то повторный запуск проводить не следует – сразу же засосет двигатель, и приехали... Тогда готовьте свечной ключ. «Ахиллесова пята» двигателя – система подачи топлива в камеру сгорания. После карбюратора горючая смесь идет в коленчатый вал, смазывая подшипники. Когда двигатель отключен, масло постепенно собирается внизу, стекая в корпус небольшого картера. На некоторых мопедах был винтик для слива, а в моторе Д-8 его нет – как только запуск двигателя произошел, сразу вакуум-давление выгоняет масло в камеру сгорания, масло попадает на электрод свечи и она прекращает работу. Я с собой всегда возил ацетон. Заливая его в свечу, он обезжиривает и можно ехать дальше.
   Мопед может осилить 20% подъем и то полкилометра, остальную часть пути приходится проделывать пешком. Перед подъемом мопед разгоняю и держу газ полным, обороты двигателя постепенно начинают падать (из-за нагрева цилиндра и увеличения нагрузки). Делаю остановку. Затем пешком продолжаю путь, пока не закончится гора. Даже если двигатель и остыл, ехать все равно не получится. Чтобы мопед ехал вверх, нужно «растолкать» его хотя бы до 20-ти км/ч, чтобы он схватил обороты и развил мощность, в противном случае возможен преждевременный износ муфты.

   Когда гора «преодолена», приходит время расслабиться. Все тросики в мопеде поставлены толстые и можно ручку газа накрутить сколько надо, обратно она не откидывается. Достать из сумок, что висят на руле, пиво и крабовые палочки, и эдак полакомиться на ходу. Подобную технику милиция все равно не останавливает, так как взять нечего, а если бы и забрали, чихать я на нее хотел!
   Через два часа езды руки начинают болеть и быстро устают от вибрации, а еще через четыре – спина и затекают ноги. На этот случай я тоже все предусмотрел. У меня с собой – небольшая дорожка, которую можно постелить на земле и отдохнуть, что я, собственно, и делал. Оставишь мопед на обочине, а сам переходишь через кювет под деревья, где можно отдохнуть. Всего из Вознесенска через Одессу до молдавской границы 12 часов езды – почти весь световой день. Зато романтика! Автобусом получается стоимость проезда в оба конца – 75 грн. Плюс 20-30 грн на пирожки и воду, а «Дрыцылем» – 12 грн. туда, и 12 – обратно. Это настоящая экономия денег!
   Приходишь в восторг, когда тебя замечают водители и прохожие в Одессе. А если остановился около магазина, то тебя сразу начинают расспрашивать: что, откуда и как. Это и есть жизнь...

   Что касается ремонта, то скажу сразу, что низкое качество деталей, которые имеются в продаже, дали повод продать мопед за 250 грн. За сезон было поменяно 6 пар поршневых колец, каждый сезон – поршень. Замену приходилось делать потому, что зазор «поршень-цилиндр» был около 1 мм. Качество украинских запчастей – никакое. Магнит от температуры теряет свои свойства. Я пришел на рынок за новым, нашел всего 5 штук (новых, не б/у), и все 5 – с трещинами, уходящими вглубь металла. Или ставь негодный, или не ставь никакой вообще. Кулачок и сам магнит не подходили вообще друг другу. Пришлось отдавать новые детали в слесарную мастерскую на доработку. Кулачок сам же должен быть из хромированной каленой стали, он же из металла–сырца. Механизм-контакт прерывателя получает большой износ из-за шероховатой поверхности, из-за чего сбивается система зажигания уже через 20 км. Так как от фибры ничего не осталось. Новые контакты приходится выбрасывать. Несмотря даже на то, что они смазывались мочалкой. Цепь купил тоже новую, а уже через месяц она удлинилась настолько, что стала кушать звездочки и ее пришлось выбросить. Банальная ситуация произошла со шпонками. Мало того, что звездочка и вал вроде как не от мопеда, так выемка под шпонку имеет одни размеры на валу, а на звездочке – иные. Шпонку мне пришлось изготовить самому и она была «Т»-образной формы. Что касается шпонки коленвала магнита, то после установки место «вал-магнит» залил супер-клеем и так съездил в Одессу и обратно с лопнутым магнитом. Как он по дороге не разлетелся вообще, двигателю был бы нанесен серьезный ущерб, и это за сотни км от дома! Самое интересное то, что когда я менял коленчатый вал, магнит на него не одевался. Пошел я в мастерскую, в которой растачивают валы. Они не взялись за работу и отправили меня. Аналогичная ситуация и в другой мастерской. Плюнул я на все это. Кое-как напильником обработал, затем при помощи молотка «попросил» магнит сесть на место. После сборки двигателя он сидел криво, но я вышесказанным способом его выровнял и закрутил винт. Работа сделана! Теперь можно отдавать мопед новому владельцу, во всяком случае, он не сразу получит расстройство нервной системы. Человеку, который его у меня купил, я помахал рукой…
   Что касается экипировки, то во время любых поездок на мне были простые лапти, штаны и куртка из «секонд-хэнда», не считая татарской тюбетейки и солнцезащитных очков. Затем я пошел в магазин, взял бутылку пива. Вышел на улицу, не дойдя метра 4 до до мусорного ящика, достал из кармана завернутую в бумагу свечу зажигания, которая ездила туда и обратно в Молдавию и метнул в мусорку.
   Минута молчания – последние почести мопеду...

Автор: Шавчук Ю.А., г. Вознесенск.
Иллюстрации: Анатолий Еремеев
Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры