Рубрика:

Разное

 Журнал: 7 (2008)

Лондон; путевые заметки




   Уже в самолете по дороге в Киев, незадолго до посадки, когда приступы предпосадочной тошноты смешались с горьким предвкушением очередного культурного шока от встречи с родной землей, я подумал, что, наверное, нашел ответ на очень долго мучающий меня вопрос. Если Англия самая дорогая страна в мире, а Лондон, соответственно, самая дорогая в мире столица, и если даже местные жители, зарабатывая пятьсот фунтов (тысячу долларов) в неделю, по словам одного Лондонского таксиста «еле-еле сводят концы с концами», тогда почему миллионы иммигрантов из Китая, Кореи, Индии, Пакистана и даже Японии (я не говорю уже о странах бывшего «соцлагеря») мечтают иммигрировать в эту страну и поселиться в этом городе?
Первое, что бросилось в глаза, когда мы с женой покинули здание станции Виктория, был стенд с местной русскоязычной газетой. В ней – ошеломляющие цифры. За прошедший год в Англию переселились 100 000 россиян. Я не знаю, официальные ли это данные или нет, но факт остается фактом – Лондон остается вожделенным местом проживания многих. Почему? За время пребывания в Лондоне я пытался найти ответ на этот вопрос вперемешку с природной пытливостью путешествующего двухколесного к таким же двухколесным. Как они тут, наши английские братья байкеры?

   Следующее, что бросилось в глаза – количество мотоциклов и мотоциклистов на улицах. Первое время при появлении очередного коллеги на «Джиксере» или «Зизере», рука сама тянулась вверх для приветственного взмаха. Потом стало понятно, что здороваться с каждым проезжающим мотоциклистом – дело неблагодарное: их слишком много. Их, по-моему, иногда даже больше, чем автомобилистов. Позже мне объяснили, что городской совет Лондона ввел очень высокую плату для проезда автомобилем в центр города и добрая половина автомобилистов просто-напросто пересели на мотоциклы.
   Еще один фактор, благотворно повлиявший на количество мотоциклистов на улицах Лондона – это то, что многие работающие в центре города живут за его пределами, и каждый день вынуждены преодолевать нешуточные расстояния, добираясь на работу. Учитывая многокилометровые тянучки на подъезде к столице, а также тот факт, что передвигаться на мотоцикле в Великобритании можно практически круглый год, наличие мотоцикла кажется единственным благоразумным выходом из создавшейся ситуации.
   Как бы там ни было, но ситуация с мотоциклами оставила двоякое впечатление. С одной стороны, положительный эффект налицо – за несколько дней пребывания в Лондоне мы не увидели ни одной пробки! С другой стороны, мотоцикл для англичан превратился в такое же утилитарное средство передвижения, как и автомобиль. Двухколесный друг в Англии не есть больше символом независимости и свободы – он просто механический аппарат, предоставляющий больше свободы для передвижения.
   В Лондоне байкеров нет – одни мотоциклисты. Может быть, где-то есть, но я их не видел. В Лондоне мотоциклисты не одеваются как байкеры – они одеваются, чтобы защититься. Наличие шлема и светоотражающей жилетки обязательно. Все, что не осуществляет защитную функцию, как то: банданы, цепи, перстни, жилетки и прочее, не есть функционально, и потому попросту не используется. Забудьте о колоритном, привлекающем взгляды бородатом дяде – все предельно функционально и практично. Были даже мотоциклисты в костюме и галстуке.

   Проблемой оказалось найти какие-нибудь байкерские сувениры для друзей в Киеве. В парочке встретившихся на пути мотомагазинов все та же сплошная функциональность и никакого романтизма: шлемы, куртки, перчатки, ботинки, светоотражающие жилетки. А где банданы с оскалившимся на фоне английского флага «Веселым Роджером»? Где майки и брелки с изображением Нортонов, Велочетте и Триумфов? Не тут-то было! Расчетливые обитатели туманного Альбиона даже в вопросе выбора марки двухколесного друга не проявляют патриотизма: преобладающее их количество ездят на японцах, баварцах и итальянцах. Причем, многие ездят на БМВ R1200GS и Ducati 848, которые по определению не являются мотоциклами для города.
   Пресловутое левостороннее движение представило возможность познакомиться с Лондонскими байкерами-мотоциклистами поближе. По привычке поглядывая влево при переходе дороги без пешеходного перехода, услышали визг тормозов справа от нас. Молодой парень на мотоцикле. Удивила реакция – улыбнулся и без тени снисходительности к глупым туристам-иностранцам рукой пригласил перейти дорогу первыми. Водители пешеходов пропускают везде: мне показалось, что они даже виновато улыбались, когда вынуждены были ехать первыми на зеленый свет, а пешеходы стоять на красный.
   Такое же почтительное отношение повсеместно. Вечер. Маленький супермаркет с рядом касс. Подходим к свободной кассе и слышим за спиной удивленное «Excuse me?». Поворачиваемся и видим маленькую очередь из покупателей – они тут стоят в общей очереди и подходят к освободившейся кассе, а стоят на расстоянии так, чтобы все кассы были видны. Успев привыкнуть к британской почтительности и начав вести себя так же почтительно, краснею и представляю, каким невоспитанным орангутангом я им сейчас кажусь. Извиняюсь, и что вы думаете, слышу вместо «лезут тут всякие без очереди»? «Пожалуйста, проходите, нет, я настаиваю, проходите». Так и не прошли первые.

   Еще сценка. Недалеко от Британского Музея два полицейских – мужчина и женщина помогают грузовому «бусу» выехать из арки на дорогу – тот из-за очень узкой улицы вынужден перекрыть обе полосы. Пока мужчина полицейский руководил действиями водителя «буса», женщина, выставив вперед ладонь и таким образом остановив движение на противоположной стороне, другую руку приложила к груди и беспрестанно повторяла: «Прошу прощения за неудобство, нам понадобится буквально одна минутка, спасибо». Представляете нашего гаишника произносящего подобные слова?
   Еще сценка. Так как маршруты автобусов в Лондоне очень запутанные, а такси стоит чрезвычайно дорого, приходилось часто спрашивать дорогу у прохожих. Те в свою очередь посоветовали остановить автобус и спросить, едет ли он туда, куда нам надо. Все еще сомневаясь в правильности своих действий, остановили автобус. Водитель внимательно выслушал, и хоть этот автобус не ехал в нужном нам направлении, рассказал, как туда можно добраться. При этом не ругался, и даже не нервничал, и не поглядывал на часы. И пассажиры тоже терпеливо ждали.
   И вот так вот всегда и везде – 24 часа в сутки. К этому привыкаешь, и это начинает казаться нормальным. И это же есть причиной культурного шока при возвращении домой. Площадь перед Букингемским дворцом. В 11.30 ожидается смена караула. Зрелище интересное и поэтому привлекающее толпы туристов. Площадь, соответственно, заполнена благодушно разглядывающими всех и вся зеваками со всех концов земного шара. Мы среди зевак. Полицейский объясняет нам, что никто не знает, через какие из трех ворот будет въезжать караул: это решает сержант. Причем, мы даже у него не спрашивали. Он сам, очевидно по нашим удивленно-испуганным глазам понял, что мы не знаем, где нам лучше всего встать, чтобы наблюдать процедуру смены караула. Параллельно интересуется, откуда мы и узнав, что из Украины, удивляет нас познаниями о нашей стране, восклицая уважительно «Киев» и «Шевченко». Несколько лет назад в Великобритании реакция на наш ответ была удивительно однообразной «Украина? Это в России?»
   За полчаса до появления караула на площади появляются несколько конных полицейских. Их задача – освободить площадь, расположив тысячи зевак так, чтобы они не мешали проезжающему на лошадях караулу, и открыть доступ ко всем трем воротам для въезда караула на территорию дворца. Направить тысячную толпу зевак в нужное русло – задача не из легких. Но и тут полицейские проявляли почтительность, и добавив в тоне голоса немного больше жесткости, вежливо, но настойчиво предлагали толпе пройти в нужное место. И не уставали многократно повторять «Спасибо». «Пожалуйста, проходите сюда, спасибо». «Пожалуйста, сэр, не останавливайтесь, проходите, спасибо». У них, казалось, даже лошади вежливые. Жена погладила одну по морде, и затем утверждала, что она была бритая.
   Так вот – Лондон остается вожделенным местом проживания многих, прежде всего потому, что там к тебе относятся как к человеку. Любой, даже нелегально пребывающий в Великобритании, чувствует уважение со стороны окружающих его людей. Из-за такого отношения возникает ощущение, что ты защищен законом, и твои права, как личности, нерушимы. Независимо от твоей национальности, цвета кожи, социального статуса, и от того, на автомобиле ты или на мотоцикле.
   Кроме культурного шока, мы привезли с собой желание что-то изменить здесь. И хоть часто чувствуем себя «донкихотами», борющимися с ветряными мельницами, не перестаем чаще повторять «спасибо», загодя останавливаемся перед пешеходным переходом, ладонью приглашая испуганного пешехода перейти дорогу, и моргаем фарами тщетно пытающейся перестроиться в наш ряд легковушке. Хочется, черт побери, английской почтительности.

Полная версия статьи bookland.net.ua/magazin.php

Текст: Александр Москаленко (TEACHER)
Фото: предоставлены автором

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры