Рубрика:

Разное

 Журнал: 1 (2011)

Готовим тело к мотосезону







 

Готовим тело к мотосезону
 

   В серии публикаций «Ветер свободы» этой статье было выделено определенное место: после рассказов об экипировке, секретах вождения и так далее. Но, так как на дворе зима и большинство в холодную пору кататься практически не выезжает, самое время подумать о том, чем заняться в межсезонье и как подготовиться к новому сезону, который, кстати, начнётся очень скоро. Надеюсь, что этот материал будет полезен не только «едущим по грязи» эндуристам, но и квадроциклистам.

   Только что сев на внедорожный мотоцикл (или даже отъездив не один сезон), мы задаёмся вопросом: почему одни устают уже на первых километрах и тратят время, отведённое для получения удовольствия на борьбу с собой и мотоциклом тогда, когда другим удаётся преодолевать по 200-300 километров за день и прекрасно себя при этом чувствовать? На этот вопрос можно придумать много ответов: умение управлять мотоциклом, опыт езды, удобство экипировки, настройки мотоцикла, физическая готовность, настроение, погодные условия, солнечное затмение и прочее. Лично я считаю главными только два момента – физическая подготовка и умение, быть может пока не совсем быстро ехать, но технически грамотно управлять мотоциклом. Технику управления «эндуриком» мы рассмотрим в одной из следующих публикаций, ближе к началу тёплого сезона, а сейчас самое время оценить и, если необходимо, то подкорректировать свои физические данные.
   Современный homo sapiens настолько окружил себя благами цивилизации, что жизнь без мобильного телефона и компьютера уже не представляется ему возможной. Большую часть времени мы проводим в офисах, автомобилях или дома, ведя, по сути, малоподвижный образ жизни. А если сюда добавить ещё и употребление кофе, алкоголя, курение и прочие «блага», то можно уже не удивляться, почему на бездорожье усталость наступает столь быстро. Если вас устраивает такой образ жизни – это ваше право. Но если нет, то может, пора что-то менять? Всем известно изречение: «Человек – раб привычек». И лучше заменить вредные привычки на положительные, чем пытаться от них избавиться. Ну как, вы готовы к переменам? В таком случае пришло время оторвать своё изнеженное тело от удобного кресла и начать упражняться.
   Что этого нужно: желание, уверенность, спортивная обувь и одежда. Можно заниматься дома, выполняя например, один из комплексов упражнений, размещённых на странице www.mxnoproblems.ru. Комплексы «домашних» упражнений помогают поддерживать физическую форму, но реально тренируются дома всего лишь 5% людей. Поэтому лучше заниматься с кем либо, посещая фитнес-клуб.

   Для тренировки выносливости в езде на внедорожном мотоцикле необходимо работать в направлении общего физического развития, наращивать силу мышц и укреплять связки, уделяя особое внимание тем группам мышц, которые особенно задействуются у эндуриста – мышцы ног, длинные мышцы спины и мышцы предплечий (параллельно будут тренироваться и другие мышцы). Также нужно помнить о тренировке сердечно-сосудистой системы. От её хорошей работы зависит качественный обмен веществ – доставка кислорода и полезных компонентов в клетки, а также вывод продуктов распада, что в свою очередь влияет на ясность мышления, реакцию и выносливость в целом.
   Если вы точно знаете, что надо делать, то можете заниматься самостоятельно. Главное – себе не навредить. Но если сильная крепатура – это обычное состояние, то по прошествии небольшого количества времени мышцы станут «забитыми», а это может означать только одно – ваши методы тренировок привели вас к накоплению усталости и теперь самое время воспользоваться услугами тренера, вернувшись в своих тренировках практически на исходную позицию.
   Перед тем, как совершить поход в ближайший фитнес-клуб, большинство людей ставят перед собой ментальные барьеры, вроде: «как я буду выглядеть рядом с теми, кто уже достиг каких-либо результатов?»; «в этих клубах тренируются только спортсмены, фотомодели или финансово обеспеченные люди». Бред! Там тренируются все, кто хочет тренироваться, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности. И поверьте, каждый занят своими целями, вы не увидите насмешек в свою сторону, никто не будет сгонять вас с тренажёров, а на любые вопросы вам ответят постоянно присутствующие в зале тренеры. По крайней мере, в том фитнес-клубе, в котором я тренируюсь, именно так всё и происходит, там царит атмосфера взаимоуважения. Также вы можете заниматься как самостоятельно, так и по индивидуальным программам, которые составит ваш персональный тренер, исходя из вашего общего физического состояния, а также поставленных вами целей. Просто объясните тренеру, что вы ездите на мотоцикле и при составлении программы занятий нужно учитывать специфику эндуро.

В первую очередь эндуристам нужны такие тренировки:

   Аэробные – для повышения выносливости. Динамичные занятия на тренажёрах в высоком темпе, с малым весом, большим количеством повторений и с короткими перерывами на отдых. Эти тренировки также чередуются с работой на велотренажёре для тренировки сердечно-сосудистой системы. Вообще-то, работа на велотренажёре наиболее схожа с ездой на мотоцикле – задействуются такие же группы мышц и очень хорошо тренируется сердце. Также нагрузка на коленные суставы гораздо меньше, чем при беге. Постоянно меняющаяся картинка окружающего мира при езде на велосипеде (в тёплое время года) по пересечённой местности положительно влияет на психологическое состояние и учит нас думать на несколько шагов вперёд при выборе траекторий движения.
   Силовые – для наращивания силы и укрепления связок. Эти тренировки уместны как раз в межсезонье, когда поездки на мотоцикле довольно-таки редки и непродолжительны. За каждой такой тренировкой должна следовать восстановительная, для быстрого расщепления накопившейся молочной кислоты (именно она способствует развитию утомления) – работа на велотренажёре определённое количество времени с определённой частотой сердечных сокращений.

И ещё, очень важно помнить: перед любой тренировкой необходимо хорошо размяться, а после неё сделать растяжку мышц.

   Ну, а тем, кто ставит перед собой цель не просто участвовать в соревнованиях по эндуро, а ещё и побеждать, нужен особый тренер. Тот, который прекрасно разбирается не только в биохимических процессах, индивидуальных особенностях организма и аспектах физической подготовки, а и сам практикует мотокросс и эндуро, понимает этот спорт «изнутри», разрабатывая и проверяя методики тренировок на себе. Но со времён распада СССР эндуро, как вид спорта пришёл в упадок, никто не заботился о воспитании новых гонщиков, а, соответственно, и наставников. Потратив достаточно большое количество времени на поиски именно такого тренера, я всё-таки его нашёл в другой стране (его контактная информация находится по вышеуказанной ссылке) и уже полгода занимаюсь по индивидуальным программам, как в спортзале, так и на трассе для мотокросса. Могу с уверенностью сказать, что сейчас проехать в максимальном темпе 300 км бездорожья за день и повторить это ещё и завтра для меня сейчас несложно.
   Тему физической подготовки можно изучать очень долго, но оставим это занятие квалифицированным тренерам, а сами начнём тренироваться. Я сознательно не предоставляю информацию о выполняемых упражнениях, нагрузках и частоте сердечных сокращений именно по той причине, что эти тренировки сугубо индивидуальны и рассчитываются в зависимости от особенностей организма каждого. Но даже если вы будете каждый день делать утреннюю гимнастику, растягивать мышцы и ездить на велосипеде – это в значительной мере повысит ваше физическое состояние и выносливость. И как следствие, будете получать намного больше удовольствия любимого занятия – эндуро!

Так вы готовы к переменам?

Выражаю благодарность сети фитнес-клубов «GOLD Fitness» и Алексею Титову за помощь при создании материала.
 

Текст Виталий Федоренко
Фото Дмитрий Вакулка

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры