Рубрика:

Навигатор

 Журнал: 11 (2011)

Таможня: Просочиться сквозь барьер





 

Таможня: Просочиться сквозь барьер


«Я мзду не беру – мне за Державу обидно».*

* Цитата из фильма «Белое солнце пустыни».

   Верещагин из культового фильма «Белое солнце пустыни» вероятно, даже и предположить не мог, что его портреты будут висеть в кабинетах украинских таможенников. А если бы даже мог, то реальная действительность наших таможенных процедур ужаснула бы его. Почему я смею это утверждать? Да потому, что лично и неоднократно проходил через это «горнило», с каждым разом всё больше закаляясь и убеждаясь в том, что система работы нашей таможни реально далека от истинных целей и задач, которые стоят перед этой государственной структурой.

   Давайте разберёмся, для чего вообще нужна таможня? Ведь должен же быть ещё какой-то смысл её существования, кроме банального контроля за импортом и экспортом. В чём её функции, и какие цели преследует государство, отгораживаясь барьерами пошлин от продукции из других стран? Ответ достаточно прост: государство, создавая импортные таможенные барьеры, преследует три основные цели. Первая – это защитная для отечественного рынка (читай – местных производителей) от аналогичных по назначению и качеству, но более дешёвых заграничных товаров, чтобы население предпочитало покупать местную, а не импортную продукцию, тем самым поддерживая производство, а это – рабочие места и налоги. Вторая, финансовая – можно наполнять бюджет государства за счёт уплаты пошлин, акцизов и НДС (налога на добавочную стоимость). Третья – фильтрующая, ведь для внутреннего производства товаров часто нужны материалы и компоненты, которых либо вообще нет в стране, либо они производятся в малом количестве, и пропуск таких уникальных товаров необходим либо для производства, либо для прямого потребления населением. Казалось бы, всё правильно – и внутренний рынок надо защищать, и бюджет наполнять, и уникальные товары пропускать. Но, есть одно «НО». И заключается оно в том, что первые две цели противоречат третьей. То есть, чем более сильные финансовые и бюрократические барьеры создаются для конкурентных товаров, тем тяжелее на рынок проходят и товары уникальные для этого рынка. Данный эффект можно назвать «эксцессом исполнения» (по аналогии с известным выражением «эксцесс исполнителя»). Это когда задуманный идеальным процесс после его реализации почему-то очень неэффективно исполняет поставленные перед ним задачи. Поскольку реальное производство мототехники и сопутствующих товаров в Украине практически равно нулю, то нас интересует именно политика импорта мототехники. И, на примере мотоциклетной темы я намерен показать, как неэффективно, а в некоторых ситуациях и максимально вредно, работает наша таможня – эта крайне неповоротливая, забюрократизированная и, как следствие, весьма коррумпированная система, часто называемая «государством в государстве».

   Граждане относительно бедной страны Украина по прихоти депутатов парламента и солидарных с ними «чинуш» вынуждены реально переплачивать огромные деньги за каждую единицу ввозимой в страну мототехники, за которую значительно более богатые граждане западных стран платят от полутора и до двух раз меньше!

   Это несправедливо, но как такое возможно? А просто государство в лице своих уполномоченных на то чиновников обманывает нас, любителей мотоциклов. Причём, делает оно это нагло, изощрённо и неоднократно, и об этом я намерен рассказать в этой статье.

   Вот некоторые примеры просачивания, которые иллюстрируют два основных потока по ввозу бывших в употреблении мотоциклов: ввоз старых (от 8-ми и более лет с момента выпуска) и ввоз относительно молодых (а, соответственно, более дорогих) и крупнокубатурных мотоциклов. Ведь многих интересует вопрос: во сколько процентов от стоимости мотоцикла «там» мне обойдется его растаможка «здесь»? Хотя точного предварительного ответа на него быть не может, эти примеры дадут вам представление, насколько может стать мотоцикл дороже после прохождения нашей таможни.

Случай первый.

   2008 год. Ввозился старый (более 8-ми лет) и аварийно-побитый «ZZR 600» (1991 года выпуска). Несмотря на древность аппарата и его повреждения, инспектор отдела тарифов киевской таможни стояла на том, что даже такой старый и аварийный мотоцикл не может стоить менее 800 евро. В результате длительной дискуссии и нахождения в интернете объявлений, где мотоциклы той же модели, но без повреждений стоили от 650 до 700 евро, оценочная (таможенная) стоимость составила чуть более 500 евро, что в гривнах (по курсу Нацбанка 7,704 на 04.07.2008) составило 3875 грн. Ниже – платежи по кодам (переписано из таможенной декларации, но с округлением копеек):

1. 121-й (пошлина на мото по НЕЗАКОННО применяемой ставке 20% «для частных лиц» – для юридических это обычно 10%. Или 12%, если объём мотора 800 см3 и более) – 775 грн.

2. 186-й (акцизный налог – 0,2 евро за 1 см3 рабочего объема) – 923 грн.

3. 128-й (НДС) – 1115 грн.

   Заметьте, что этот налог (НДС) начисляется не только на стоимость товара, которая является для него базой, а и на уже начисленные налоги, в данном случае, это акциз и пошлина! Это НЕЗАКОННО – поскольку налоги с налогов граждане платить не должны, но кто наверху озабочен соблюдением наших прав? А инспекторы таможни боятся внутренних распоряжений и приказов больше, чем законов! Я спрашивал их, почему ими используется методика расчёта, противоречащая и законам, и здравому смыслу? Ответ потрясает своей глубиной: «Так положено, иначе это нарушение приказа и мне – минимум выговор!». В целом такая хитрая методика начислений «на ровном месте» увеличивает поступления в казну на величину от 5-ти до 11-ти процентов цены товара!!!).

   ИТОГО, после всех мытарств и двухразовой перепечатки брокерами ГТД общая сумма к оплате в бюджет, на счёт таможни (совокупный таможенный платёж) составила – 2813 грн., что составляет 72,6% от таможенной стоимости мотоцикла.

   Вывод: Старые мотоциклы наиболее выгодно ввозить, если их рабочий объем не превышает 500 см3 (нет акциза), иначе ввоз может стать невыгодным. Например, только акциз на Yamaha FJ1200, 1991 года с оценочной стоимостью в 2000 евро составит почти 240 евро!

Случай второй.

   2011 год. На выбор было два мотоцикла одной модели (BMW R 1150 GS Adventure). Один 2003 года выпуска, а второй – на два года младше него. Один из них надо было завезти в Украину, растаможить и поставить на учёт. Предварительная поездка в транспортный отдел таможни с целью узнать стоимость растаможки даёт шокирующие результаты: разница в возрасте мотоциклов в два года даёт разницу в уплате пошлин почти в два раза! Почему так происходит?

   Всё завязано на той же методике начисления совокупного таможенного платежа. Чем выше оценочная стоимость мотоцикла и больше рабочий объём его мотора, тем больше денег придётся отдать в казну – в этом случае начисление НДС на другие налоги даёт ещё более ощутимый «привесок». Так по какой же формуле нечестные таможенники рассчитывают этот совокупный платёж для бесправных «частников»?

Вот она (для акцизных мотоциклов):

СТП = (Стоимость х 0,2 (это пошлина) + Объём х 0,2 (это акциз) + Стоимость) х 0,2 (всё это – НДС) + Стоимость х 0,2 + Объём х 0,2.

   Поскольку инспектор отдела тарифов настаивал на том, что он НЕ МОЖЕТ оценить мотоцикл ниже, чем самая нижняя цена по немецкому объявлению, то пришлось «шерстить» немецкие сайты в поисках такого объявления. Поиск дал следующие результаты: для 2003 года – 4000 евро, а для 2005 года – аж 7200! Чтобы было понятно, как увеличение стоимости в полтора раза даст «на выходе» чуть ли не двукратное увеличение СТП, я прогоню обе цифры через формулу.

2003 год: СТП = (4000 x 0,2 +1130 x 0,2 + 4000) x 0,2 + 800 + 226 = 2031,2 евро.

А теперь 2005 год: СТП = (7200 х 0,2 +1130 х 0,2 + 6000) х 0,2 + 1440 +226 = 3439,2 евро.

   То есть, разница в возрасте всего лишь в 2 года может дать удорожание в оценке мотоцикла на 45%, что в свою очередь, увеличивает совокупный таможенный платёж на 70%!

   Вывод: При ввозе крупнокубатурных и относительно дорогих мотоциклов не следует гнаться за их «молодостью», а лучше выбрать более старый мотоцикл, но в лучшем состоянии и с большим количеством тюнинга (кстати, его наличие таможенники редко замечают).

1-й этап: прохождение границы.

   Как только вы на границе получили въездной талон, будьте готовы к тому, что перед осмотром таможни ваш мотоцикл (или автомобиль, на котором вы его везёте) могут захотеть его тщательно досмотреть (процедура на 3-4 часа). Как правило, это желание пропадает при наличии у вас купюры в 100 или 200 грн. А вот наличие у вас, кроме ввозимого мотоцикла других товаров весом более 50 кг или стоимостью более 200 евро, приведёт к необходимости растамаживать ещё и их!

   Когда вы прошли пограничников, а ваше ТС стоит в зоне таможенного контроля, вам следует заполнить ввозную декларацию, после чего инспектор осматривает ТС и составляет «Акт осмотра транспортного средства», где указывается марка, модель, год выпуска и VIN этого ТС, а также имеющиеся на нём повреждения. Этот акт вы обязаны подписать, поэтому постарайтесь проследить за максимально полным его соответствием реальной картине. С актом, декларацией и служебной запиской от инспектора вы идёте в отдел тарифов и здесь ваша задача в дискуссии с его инспектором добиться минимальной оценки ТС – от неё будет зависеть сумма залога. Важно помнить, что инспектор отдела тарифов в центральной таможне НИКОГДА не оценит ваш мотоцикл ниже, чем это сделали на границе! После вынесения оценочного решения отделом тарифов инспектор, что вас оформляет, обязан рассчитать сумму залога, и вы идёте в отделение банка. Это почти конец ваших мучений – после внесения залога вам остаётся только подписать при инспекторе обязательство по доставке ТС в таможню по месту прописки владельца и, забрав полный пакет документов, попросить поставить на въездной талон его личную печать – без неё и печати погранцов о въезде вас не выпустят с перехода.

   Теперь расскажу об алгоритме самого ввоза и об опасностях, что могут вас подстерегать на этом пути. Сам алгоритм вроде бы несложен. Но, тем не менее, в процессе следования надлежит быть внимательным.

2-й этап: перемещение товара на ЗТК.

   Ехать следует аккуратно и груз беречь, поскольку вы ОБЯЗАНЫ доставить его в зону таможенного контроля отдела по оформлению ТС таким же, как записано в акте осмотра. На это у вас будет от 5-ти до 10-ти календарных дней (как решит инспектор на границе). Ни в коем случае не нарушайте этот срок, иначе вами займётся отдел контрабанды, на вас составят протокол и, как минимум, оштрафуют! После постановки мотоцикла на закрытую площадку таможни начинается следующий этап.

   Промежуточный момент: до постановки мотоцикла на площадку таможни (но после пересечения границы) вам следует получить в лаборатории УкрСЕПРО справку о том, что данное ТС не подлежит сертификации (2 оригинальных экземпляра – для таможни и МРЭО!). Стоимость такой справки колеблется от 400 (Черкассы) до 1200 гривен (Киев) – в зависимости от аппетита директора лаборатории (или спроса в данном регионе). Или получить сертификат соответствия, если мотоцикл новый (выдаёт не каждая лаборатория, а только имеющие соответствующую лицензию). Цены на этот документ ещё больше: от 800 и до 4000 грн.! Получить его можно только в уполномоченных на то лабораториях (они указаны на сайте системы УкрСепро). Кроме этого, следует съездить в санэпидемстанцию, чтобы поставить на договоре купли-продажи отметку радиологического контроля (50-100 грн.), если вы это не сделали на границе. Зачем это вообще нужно – абсолютно непонятно, ведь сам мотоцикл никто не смотрит, но без этого инспектор не примет документы к оформлению.

Акт осмотра составляется в трёх частях и в ДВУХ оригинальных экземплярах на границе, и один вы предоставляете в таможню. А его копии – в отделы тарифов, как на границе, так и на месте прибытия. Проследите, чтобы вы уехали с перехода, имея на руках этот документ с МОКРЫМИ печатями на КАЖДОМ листе. Забывчивость инспектора может дорого вам стоить. Ещё попросите (ЗАСТАВЬТЕ) инспектора записать в графу «пошкодження» максимум слов о повреждениях, в отделе тарифов это может вам помочь.
 
 

Этап 3-й: окончание таможенного оформления по месту жительства.

   С пакетом документов вы приходите в отдел, где пишете заявление с просьбой закончить таможенное оформление и выдать вам свидетельство для регистрации ТС в МРЭО. Визируете заявление у начальника отдела, он же назначает вам инспектора, который будет вести вас до конца процесса. Идёте к брокеру, и он создаёт вам на своей или вашей флешке (возьмите лучше ее с собой), а потом и распечатывает в 6-ти экземплярах на спецбланке ГТД – грузовую таможенную декларацию, с которой вы идёте к своему инспектору. Если вам повезло, и курс евро не изменился, а в отделе тарифов вам не подняли оценку (за всё время у меня так было только ОДИН раз), то перепечатывать ГТД вам не придётся, но так не бывает. Как правило, брокер делает это бесплатно, поскольку до этого вы уже заплатили ему 200-250 грн.

   После похода с другим инспектором на площадку ЗТК и проведения осмотра ТС (о чём на ГТД ставятся отметки) вы получаете от вашего инспектора на руки служебный запрос в отдел тарифов об определении стоимости вашего мотоцикла. Здесь важно запастись свежими распечатками парочки объявлений по продаже такой же или аналогичной модели с сайтов той страны, откуда вы ввозите ТС, цена в которых будет вас устраивать – этот аргумент может стать решающим в борьбе за минимальную оценочную стоимость ввозимого вами мотоцикла. Насколько вы будете благодарны инспектору отдела тарифов за понимание – это ваше дело, но у меня соотношение между «спасибо» и «неспасибо» примерно 2 к 1. Если инспектор не признала оценку отдела тарифов с границы, она выдаст вам письменное решение об этом. В противном случае на запросе просто ставится штамп «Цена подтверждена» и вы можете получать свидетельство для МРЭО. Если же у вас на руках есть решение об изменении оценки, то вряд ли вы закончите оформление в этот день, поскольку вам придётся: а) перепечатывать ГТД; б) инспектору переделывать документы по начислениям, в) вам – идти (а скорее, ехать) в уполномоченный банк и доплачивать платежи, которые ещё должны максимально быстро попасть на счёт таможни, иначе ранее следующего дня закончить оформление будет невозможно (квитанция из банка почему-то их не устраивает). Когда инспектор на следующий день подтверждает приход денег, то вам останется только молиться, чтобы за это время не изменился курс евро (в сторону повышения). Иначе придётся перепечатывать ГТД ещё раз! Далее дело за малым – ваш инспектор закладывает в принтер защищённый бланк Свидетельства, вводит все данные по мотоциклу и распечатывает его. Вам остаётся только его подписать и забрать вместе с ним остальные документы, необходимые для регистрации мотоцикла в МРЭО. Вот их перечень: оригинал техпаспорта с отметкой таможни об окончании процедуры таможенного оформления (это личная овальная печать инспектора – она ставится на ВСЕ документы), оригинал договора купли-продажи, один из 6-ти оригинальных листов ГТД, оригинал документа из лаборатории УкрСЕПРО с отметкой таможни.

   Всё, ваши мучения окончены! У вас будет 10 дней на то, чтобы с мотоциклом прибыть в МРЭО для постановки его на учёт. Здесь тоже есть немало интересных моментов, но о них я расскажу позже, в одном из выпусков «Навигатора». Учтите только один важный момент: если на момент постановки на учёт мотоциклу будет больше 8-ми лет, то вы заплатите за так называемую «первую регистрацию» (по 40 грн. за каждый кубик рабочего объёма мотора!). Данное правило было введено для мотоциклов относительно недавно, с декабря 2010 года, до этого оно касалось только автомобилей.

Заключение: Как видите, весь процесс ввоза мотоцикла частным лицом довольно сложен и специально запутан, чтобы нечестным таможенникам было легче вас запутать и заставить раскошелится (неважно за что, «ускорение» или «уменьшение»). Поддаваться на эти провокации или нет, бороться с мздоимцами или потакать им – каждый решает для себя сам. Но помните – если вы оказались слабее, то с каждым таким эпизодом они будут становиться всё наглее и жаднее, отчего будут страдать другие люди, идущие за вами, а в результате – все мы.

   Моя практика показывает, что можно (и нужно) проходить эти процедуры честно, если быть подготовленным материально (все документы) и морально. Но в целом, перед тем, как решиться на ввоз мототехники лично, я советую вам сначала внимательно проанализировать все предложения на внутреннем рынке – иногда покупка на нём может оказаться дешевле. ww

1. В графу 31 грузовой таможенной декларации (ГТД) заносятся основные данные по ввозимому ТС. Обратите внимание на правильность и полноту их переноса брокером из входных документов, чтобы не перепечатывать декларацию. (Особенно это касается марки/модели/года и объёма!).

2. В графе 44 в обязательном порядке должны быть перечислены АБСОЛЮТНО ВСЕ документы, участвующие в процессе таможенного оформления, включая оба паспорта заявителя. Часто неопытные брокеры забывают внести какой-то из документов – чтобы не терять время и нервы, ещё при наборе декларации в компьютере, перед её печатью, лично проверьте эту графу.

   3. Как видите, в графе 47 приведены коды и суммы платежей, составляющих совокупный таможенный платёж. Если взять в руки калькулятор, легко убедиться в том, что пошлина начислена по ставке 20% (как бы перед Законом все субъекты права равны, но при этом пошлина для юридических лиц – это 10% при объёме до 800 см3 или 12%, если эта цифра больше). НДС (код 128) начислен не на таможенную стоимость мотоцикла (в данном случае 45078 грн. 43 коп.), а на сумму стоимости и двух налогов (акциз – код 186 и пошлина – код 121).

Варианты ввоза ТС.

Существует два варианта для постоянного ввоза мотоцикла:

   а) по ПДГ (предварительная декларация граждан о перемещении ТС) – оформляется заранее на таможне по месту прописки, но только на конкретный, уже приобретенный или документально оформленный за вами мотоцикл, поскольку вам необходимо иметь на руках копию техпаспорта ТС, очень желательно – копию договора купли-продажи, внутренний паспорт, справку об иденткоде. Тарифным отделом производится предварительная оценка стоимости ТС, а инспектором – расчёт суммы платежей, которые уплачиваются ЗАРАНЕЕ, прямо на месте оформления ПДГ (в транспортном отделе по месту прописки).

   б) по факту – таможня узнаёт о ввозе вами ТС уже на границе, где вы и оформляете ГТД (грузовую таможенную декларацию) и уплачиваете залоговую сумму, которую на основании акта осмотра и оригиналов документов на ТС вам рассчитывают на месте, в отделе тарифов. Окончательный же расчёт платежей – только по месту регистрации владельца, в транспортном отделе региональной таможни.

   P.S. Следует также помнить о возможности осуществления всех действий (покупка-ввоз-оформление-регистрация ТС) доверенным лицом по нотариальной доверенности.

Перечень важных  документов, регулирующих порядок ввоза ТС:

   1. Постановление про «Перевищення вікових (8 років) обмежень наввезення транспортних засобів п. 7 ч. 2, ПКМУ від 31.05.94 № 341 «Про затвердження Правил ввезення транспортних засобів на територію України» – ОТМЕНЕНО постановлением № 760, с 3 сентября 2008 года «О признании утратившими силу постановления Кабинета Министров Украины по вопросам ввоза транспортных средств на территорию Украины»! Помните об этом при ввозе мотоциклов старше 8-ми лет!

2. Письмо ГТК от 15.05.08 №11 /6-10 / 5317-ЕП:

Начальникам регіональних митниць (крім Енергетичної), начальникам митниць

   Щодо ввезення на митну територію України транспортних засобів повідомляємо, що у зв’язку з набуттям Україною членства у Світовій організації торгівлі, з урахуванням положень статті 31 Закону України від 06.07.05 № 2739-IV «Про деякі питання ввезення на митну територію України та реєстрації транспортних засобів», з 16.05.08 втрачають чинність обмеження щодо ввезення на митну територію України окремих транспортних засобів, встановлені статтею 1 цього Закону.
Заступник Голови Служби О.О.Федоров.

   3. Согласно документу, размещенному на сайте правительства, упразднены постановления Кабмина «Об утверждении Правил ввоза транспортных средств на территорию Украины» N341 , «О внесении изменений и дополнений в Правила ввоза транспортных средств на территорию Украины» N94, «О внесении изменений и дополнений в Правила ввоза транспортных средств на территорию Украины» N949, «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» N146, «О внесении дополнения в Правила ввоза транспортных средств на территорию Украины» N1014 , «О внесении изменений в Правила ввоза транспортных средств на территорию Украины» N1191, а также пункт 1 постановления «О приведении решений Кабинета Министров Украины в соответствие с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами (Европейским Союзом)» N575.
 

Внимательно изучите техпаспорт перед передачей денег продавцу. Есть пара важных моментов.


  А) Дата выпуска – она не должна быть намного раньше даты 1-й регистрации, поскольку пошлины вы платите по регистрации, а на учёт ставите – по дате выпуска, разница в год-два может дать существенное удорожание.

   Б) Рабочий объём мотора – точность цифр особенно важна на разделе цифр 499-501 «кубик». При первой цифре вы не будете платить акцизный налог, при второй – заплатите лишних денег (от 120 евро и более, с учётом того, что при начислении совокупного таможенного платежа на акциз ещё ляжет и НДС).

   В) На техпаспорте снятого с учёта мотоцикла об этом ставится специальная отметка (запись и штамп). Если же мотоцикл вывозится из Германии, то кроме большого техпаспорта, внимательно изучите и маленький. В нём обязательно должна присутствовать эта отметка (красная круглая маленькая печать на дате снятия с учёта, которая может быть написана и от руки).
 

Текст: Валерий Чуйков
Фото: предоставлены автором

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры