Рубрика:

Мотоциклы

 Журнал: 4 (2013)

Bajaj RE 205




Во время поездки по Шри-Ланке мне выпала возможность протестировать транспортное средство, застрявшее между миром мотоциклов и автомобилей. А именно – «тук-тук». Эта штука крайне популярна в Индии и прилегающих странах, где используется как такси... да и просто, как дешёвая альтернатива автомобилю. Его пытались называть по-разному: «трёхколёсник», «перевозчик пассажиров», но в народе прижилось именно «тук-тук». На вопрос «почему?», местные отвечают: «потому что тук-тук».

Попавший ко мне на тест «пепелац» изготовлен крупнейшим индийским мотопроизводителем Bajaj и носит название RE 205.

В первую очередь я решил озаботиться соответствующей экипировкой, поскольку мой чёрный кожаный комбинезон и шлем смотрелись здесь откровенно странно. И я решил, что необходимо экипироваться так же, как местные. Поэтому, пришлось срочно бежать на рынок и требовать у продавцов именно такие шмотки, которые носят водители «тук-туков».

В итоге была приобретена рубашка-гавайка, яркие шорты и шлёпанцы. Я долго вертел всё это в руках, пытаясь найти стикеры сертификатов ECE 22.05 или пометку о соответствии уровню защиты 1621-1. Не нашёл, но продавец сказал, что так и надо. Видимо, экипировка «тук-тукеров» не сертифицирована в Европе. Для очистки совести я приобрёл ещё и шляпу (наклейки DOT на ней тоже не оказалось) и пошёл знакомиться с техникой.

Вблизи «тук-тук» под названием Bajaj RE 205 оказался такой же непонятной штуковиной, как издалека. Подходишь сзади – чёрт пойми, что! Подходишь спереди – чёрт пойми, что! И только когда я устроился на водительском диванчике и увидел перед собой почти мотоциклетный руль, то немного успокоился. Ощущения – как будто сидишь на скутере с крышей.

Органы управления оказались тоже своеобразными. Справа на руле была обычная ручка газа, а вот слева... рычаг сцепления закреплялся на поворотной ручке, которой нужно было переключать передачи. Крутишь на себя – повышаешь. От себя – понижаешь.

Тормозная система представлена одной единственной ножной педалью, на которую завязаны передний и два задних гидравлических «барабана». Кроме того, слева от водительского дивана имеется ручной тормоз, а справа – рычаг заднего хода. Вот и всё управление.

Запускаюсь. Стартер в несколько оборотов завёл 200-кубовый мотор и «тут-тук» наполнился лёгкой дрожью. Выжимаю сцепление, поворотом левой ручки включаю первую передачу и трогаюсь. Забавно! Как будто едешь на детском аттракционе, который сошёл с рельсов. Если бы в детстве мне подарили такую штуку, то я, наверное, был бы самым счастливым ребёнком на свете!

До 100 км/ч «тук-тук» разгоняется... лет за сто. У меня не было такого количества времени (через пару дней нужно было возвращаться в Украину), поэтому я ограничился 40 км/ч. По местным меркам – весьма быстро, ведь поток транспорта движется в основном в пределах 20-40 км/ч. И, если по меркам наших городов это считается «тянучкой», то здесь – ОХТЫЖЁМАЁКАКАЯСКОРОСТЬ!

Ехать довольно приятно. Мягкий диванчик способствует расслаблению, позу можно выбирать по собственному усмотрению – хоть лёжа на боку по дорогам раскатывай! Тент неплохо защищает от испепеляющего южного солнца, а передний щиток от горячего ветра и пыли. Кроме того, под тентом находятся скатанные прорезиненные шторки, которые служат дополнительной защитой от тропических ливней, а лобовое стекло обслуживает «дворник».

Управляется этот «пепелац» очень легко и имеет относительно небольшой радиус разворота ввиду короткой (если сравнивать с машинами) колёсной базы. Впрочем, его маневренность меня настораживала. Я опасался, что из-за узкой колеи «тук-тук» окажется валким в поворотах... Собственно, он таким и оказался. Но это если ехать с привычной мне городской скоростью порядка 70-90 км/ч и, не тормозя, вваливаться в повороты.

Постепенно освоившись с местным левосторонним движением, я начал ловить кайф, изредка пощёлкивая передачами на удивление мягкой КПП. Главное, не забывать сигналить во время обгонов/объездов или же просто раз в 20-30 секунд – тут так принято. Кроме того, не стоит забывать и правило «кто больше – тот и прав». Ну а подрезания, езда по встречной и откровенные броски под колёса – обычное дело здесь, на Шри-Ланке. От аварийных ситуаций спасает то, что даже самые откровенные лихачи едут не быстрее 60 км/ч, так что отечественного мотоциклиста, который привык к вдвое-втрое большим скоростям, тут взять врасплох нечем.

Например, едешь ты, никого не трогая, и тут в 5 метрах перед тобой на дорогу выкатывает абориген на таком же «тук-туке». По мечтательному взгляду водителя, устремлённому в вечность, становится понятно, что он не догадывается о твоём существовании. Дабы не прервать тараном его содержательную мысленную беседу с Буддой, приходится со всей мочи топтать педаль тормоза. Срабатывают гидравлические «барабаны» и «тут-тук» всеми тремя колёсиками вцепляется в горячий асфальт, замедляясь с 30-40 км/ч до нуля за 3-4 метра. Ни о какой информативности речи здесь не идёт, но тормозит этот пепелац довольно таки эффективно, и не склонен «юзить».

Вначале меня мучили сомнения насчёт крохотных колёс «тук-тука» и довольно-таки короткоходной и жёсткой подвески. Во всяком случае, в отечественной глубинке с таким «арсеналом» делать нечего. Впрочем, сомнения по поводу технической части впоследствии никуда и не делись. Просто оказалось, что асфальт на основных дорогах Шри-Ланки очень хорошего качества, и ям, в которых можно разломать «тук-тук», поблизости нет.

Погоняв налегке, я решил, что это всё-таки неправильно. Если я экипировался, как ланкийский «тук-тукер», то и вести себя должен соответствующе. Поэтому я поехал искать пассажиров.

Первыми оказались трое пацанов. Если до этого местные и так смотрели на меня круглыми от удивления глазами (видимо, они не предполагали, что белые люди способны ездить на «тук-туке»), то после этого и вовсе начали впадать в прострацию. А уж когда я сам начал подъезжать к ним, на сингальском языке предлагая подвезти их куда-нибудь всего за сто рупий...

Вообще, с нагрузкой в виде пары-тройки пассажиров «тук-тук» заметно теряет прыть, но всё равно разгоняется до разрешённых ему законом 40 км/ч.

В плотном дорожном трафике этот пепелац закономерно маневреннее машины, но сильно уступает лёгким местным мотоциклам. Если сравнивать «тук-тук» с «Голдой» или обвешанном кофрами и дугами «Харлеем», то «противопробочность» у них окажется примерно одинаковой. С той только разницей, что во время пересечения пробки в «тук-туке» можно есть мороженное, закусывая ананасами. Чем я, собственно, и занимался.

Также, по пути я заглянул в местное тюнинг-ателье. К сожалению, я не нашёл там выпускных систем от «Акраповича», Power Commander'ов и карбоновых обтекателей, но зато обнаружил массу обожаемых местными «тук-тукерами» фенечек. Тут были и витые перильца из нержавейки, и коврики под задницу с бахромой, и всевозможные самоклейки... Владелец тюнинг-ателье даже пытался продать мне наклейку «SPORT» за пятьсот рупий, убеждая, что она вдвое увеличивает мощность двигателя. Я же, в ответ, предлагал ему купить мою шляпу за две тысячи рупий, заверяя, что она соответствует стандарту безопасности DOT и добавляет +50 к харизме.

Единственный момент, который смущал меня на всём протяжении теста, это безопасность. Экипировка «тук-тукеров» так и не внушила мне доверия, а сам «тук-тук» не имел ремней безопасности. Поэтому выпасть из него на повороте – не такая уж невыполнимая задача. Я пробовал найти подушки безопасности, но увы... Правда, владелец «тук-тука» утешил меня и сказал, что если мне нужна подушка, то он может показать мне хороший магазинчик текстиля.

Ну а если серьёзно, то этот забавный неказистый «пепелац» оказался весьма удобным в обращении. Он дешёвый, экономичный (около 4,5 л. на 100 км) и предельно утилитарный. Поэтому и полюбился небогатому южно-азиатскому населению за неприхотливость и практичность. Думаю, если бы в наших южных курортных городах появилось подобное «тук-тук-такси», то оно было бы весьма популярно.

Текст и фото: Сергей Кузнецов

 

 

1. Говорят, что четыре колеса возят тело, а два – душу. Трёхколёсный «тук-тук» может возить тело, душу, трёх друзей ведро шашлыка и пару ящиков пива.

2. Руль – единственная вещь, которая была для меня привычной в этом экзотическом пепелаце.

3. Двигательный отсек огромен – в нём вполне может поместиться даже задница Ники Минаж. Поэтому, компактный 200-кубовый двигатель смотрится там сиротливо.

4. Передняя часть Bajaj RE 205 похожа на лицо: и глаза есть и нос... Возможно, дизайнер конкретно этого «тук-тука» решил увековечить себя... и это его портрет. Так это или нет, но дорогу головная оптика дорогу освещает хорошо.

5. Тут мы видим «тюнинговый» пассажирский диван и «тюнинговые» поручни из нержавейки. Видимо, ланкийские «тук-тукеры» и отечественные «голдоводы» из одной тусовки.

6. Это кадр появляется в страшных снах специалистам из Ohlins и Brembo... Но в Bajaj этого не знают, поэтому и не парятся. В любом случае, рычажная передняя подвеска RE 205 и гидравлический «барабан» вполне работоспособны.

 

Технические данные

Bajaj RE 205

Двигатель

Тип

4-тактный, карбюраторный, принудительное воздушное охлаждение

Рабочий объем, см3

199

Макс.

мощность, л.с.

9

при об/мин

5200

Макс. крутящий момент, Нм

13

при об/мин

4000

Трансмиссия

КПП

механическая, 4-ступенчатая, с задней передачей

Привод

задний, ШРУСы

Сцепление

многодисковое, в масляной ванне

Ходовая часть

Рама

кузовная конструкция, усиленная несущими балками

Передняя подвеска

рычажная, с гидравлическим амортизатором

Задняя подвеска

рычажная, с гидравлическим амортизатором

Тормоза

Передний/задний

гидравлические барабанные

Шины

Перед/зад

4.00 - 8, 4 PR

Параметры

Д/Ш/В, мм

2625 / 1300 / 1710

Колесная база, мм

2000

Топливный бак, л

29

Сухой вес, кг

388

Цена

~ $3500

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры