Рубрика:

Техзона

 Журнал: 4 (2011)

ABS для мотора





 

ABS для мотора

   Всем известны два основных проявления неисправности сцепления. Сцепление либо «ведёт», либо буксует. Если сцепление «ведет», то мотоцикл пытается ехать при полностью выжатом рычаге. Если буксует, то мотоцикл не может тронуться или разогнаться при полностью отпущенном рычаге. Это понятно. А если сцепление проскальзывает, это – как?

   Вообще, проскальзывание – это нормальный режим работы сцепления. Для этого оно и было изобретено. Чтобы плавно тронуться, диски некоторое время проскальзывают относительно друг друга, позволяя нам тронуться. После того, как рычаг полностью отпущен – никакого проскальзывания уже быть не должно.
   Проскальзывающее сцепление – это механизм, который ограничивает величину обратного крутящего момента, передаваемого от двигателя на трансмиссию. Что это значит? Обратный крутящий момент – это тормозной момент, возникающий, когда вы резко закрываете газ и тормозите двигателем. Все знают, что торможение двигателем помогает управлять мотоциклом и во многих ситуациях является стабилизирующим фактором. Однако бывают ситуации, когда излишнее резкое замедление становится опасным. Например, если мотоцикл движется на высокой скорости, а вы резко закрываетесь с быстрым переключением передач вниз – вы получите эффект так называемого «скачущего» заднего колеса. Кто ездит на спортбайках, наверняка сталкивается с этим неприятным эффектом. Скачет оно оттого, что в момент сильного торможения оно разгружается и объёмный четырехтактный двигатель создает такое мощное тормозное усилие, что колесо срывается в юз, хотя вы даже не дотрагивались до заднего тормоза. На большой скорости скачущее заднее колесо и, вместе с ним полная нестабильность задней части мотоцикла, способны сильно напугать. Пилот правильно расценивает эту ситуацию, как опасную, и в следующий раз старается закрывать газ не столь сильно и не так резко, а передачи понижать не так быстро и плавнее. Этот негативный эффект от большого тормозного усилия, развиваемого двигателем, сильно мешал гонщикам при переходе с двухтактных моторов на четырехтактные. Но уже в 70-х годах прошлого века впервые упоминается о проскальзывающем сцеплении, установленном на драгстерном мотоцикле Hogslayer. Несколько спаренных двигателей общей мощностью под тысячу сил, имеющие высокую степень сжатия, срывали в юз заднее колесо даже при лёгком закрытии дросселя. Если учесть, что на дистанции в 402 метра аппаратом достигалась скорость 280-290 км/ч, то блокировка заднего колеса после финиша явно не нравилась пилоту. В кольцевых гонках создание всё более мощных двигателей также приводило к росту тормозного усилия, передаваемого мотором на колесо. У гонщиков появился прием торможения со слегка выжатым рычагом сцепления. Даже в наше время, при обилии на современных мощных спортивных мотоциклах различных электронных систем, наличие проскальзывающего сцепления становится необходимостью. Наблюдая гонку на экране телевизора, вы могли видеть, как иногда до средины поворота гонщик держит рычаг сцепления частично выжатым, дабы избежать срыва заднего колеса. Так тормозят профессиональные пилоты, которые тренируются каждый день. Но если вы новичок и попробуете в повороте применить этот прием торможения, то рискуете упасть быстрее, чем если будете просто тормозить. Поэтому применение проскальзывающего сцепления по его значимости и степени влияния на безопасность езды можно сравнить с системой ABS, что работает при обычном торможении. В полной мере результат применения этого девайса оценят те, кто исповедует агрессивный стиль вождения.

   Попробуем разобраться, как устроено проскальзывающее сцепление. Если снять крышку сцепления на любом мотоцикле, оборудованном этой системой, то вы ничего особенного не увидите. На вид – обычная корзина и обычные диски. Различие спрятано чуть глубже. Внутренняя часть, по которой ходят металлические диски, выполнена подвижной. На ней имеются клиновидные выступы. При помощи плоской стороны этих клиньев передается вращение на первичный вал коробки передач. Если же попытаться вращать двигатель от колеса, то есть, обратным моментом, то по наклонной части этих клиньев внутренняя часть начнет скользить, двигаясь наружу и разжимая пакет дисков сцепления. Все очень просто. При отсутствии обратного момента пружины стремятся сжать пакет дисков и возвращают все на место.
   Работа проскальзывающего сцепления по сглаживанию рывков происходит настолько мягко, что многие владельцы не догадываются о наличии на их мотоцикле этого механизма. Например, на последних поколениях многих спортбайков, таких как Ducati 1198, Honda CBR 1000RR с 2008 года,Yamaha YZF-R6 с 2006 года, Yamaha YZF-R1 SP 2006, Yamaha YZF-R1 с 2007 года, Kawasaki ZX-10R, Kawasaki ZX-6R, наличие проскальзывающего сцепления активно упоминается в рекламе и технических характеристиках. Действительно, в конкурентной среде, при сходных динамических качествах и цене моделей, когда покупатель стоит перед выбором, он отдаст предпочтение мотоциклу с проскальзывающим сцеплением. Польза от него и на дороге немалая, а на треке – огромна. Обычно, чтобы избежать срыва заднего колеса при понижении передачи, приходится делать перегазовку, но при неточном ее исполнении в трансмиссии происходят достаточно сильные рывки. Проскальзывающее сцепление настолько незаметно сглаживает их, что многие начинающие гонщики вообще игнорируют перегазовку, возлагая всю работу на сцепление. Это всё касается спортбайков. Но на многих чопперах-круизёрах также не помешает проскальзывающее сцепление. Этому есть простое объяснение: с моторами, где каждый из двух цилиндров имеет огромный рабочий объем и немалый ход поршня, сорвать колесо «в юз» совсем не сложно. И, хотя стиль езды на этих мотоциклах не столь динамичен, как на спортбайке, при резком «закрытии» с максимальных оборотов возникает немалый тормозной момент, поэтому в этих мотоциклах предъявляются несколько иные требования к настройке степени проскальзывания. На чопперах инерция вращающихся коленвала, валов коробки передач, кардана и колес значительно выше, чем на спортах. Поэтому, при смене направления крутящего момента возникают большие инерционные нагрузки на трансмиссию, которые и сглаживаются проскальзывающим сцеплением. Еще в 1983 году на Honda Shadow VT700 было установлено проскальзывающее сцепление. В 1990 оно появилось на Suzuki VX800. Хотя вряд ли их владельцы сильно акцентировали на этом внимание. Но с появлением на рынке немалого количества так называемых «пауэр-круизёров», актуальность данного девайса резко возрастает. Например, в новом Yamaha V-Max с мотором в 1,7 л и мощностью 200 л.с., появившемся в 2009 году, такой механизм является естественной и, как говорят, осознанной необходимостью.
   Также весьма полезным это устройство может оказаться на бездорожье, особенно для современных «450-к», ведь при резком закрытии заслонки их мощные моторы тоже легко срывают колесо. Внедорожные мотоциклы в стоке не оснащаются системами проскальзывания сцепления. То ли стоимость более сложного механизма является существенной в себестоимости кроссового мотоцикла, то ли производители не считают эту опцию полезной, это не важно. Главное, что на рынке тюнинговых комплектующих для кроссовых мотоциклов и эндуро имеется огромное количество предложений проскальзывающих сцеплений. И там «рулят» те же производители, что и для спортбайков – SuterClutch, STM, Hinson, предлагающие полные наборы для внедорожников, начиная с класса «250». Можно возразить, что тормозное усилие от относительно малокубатурного мотора не столь велико. Это правда, но попробуйте завести с буксира кроссач на скользком грунте! На первых передачах колесо тянется юзом, сопротивление двигателя выше, чем сцепление резины… То же самое происходит и на ходу, при понижении передач. Включая перед поворотом вторую или первую передачи, вы можете вызвать занос, который нежелателен в этот момент. Несмотря на то, что проскальзывание заднего колеса на грунте – дело привычное, важно то, что точность управления при наличии проскальзывающего сцепления значительно увеличивается, а чем тяжелее тропа эндуро, тем более она важна, особенно на соревнованиях.

   Что же делать тем, на чьем мотоцикле на заводе установлено обычное сцепление, а очень хочется иметь проскальзывающее? Обратиться к тюнинговым компонентам. Есть несколько фирм, специализирующихся на сложных инженерных решениях и выпускающих комплекты таких сцеплений для многих моделей мотоциклов, включая спортбайки, мотарды и внедорожники (кросс и эндуро). Это такие, как SuterClutch и STM. Но они все идентичны по устройству. Детали корпуса, как правило, отфрезерованы из куска алюминия, а затем покрашены методом анодирования в различные цвета. Выглядит дорого и круто! В отличие от стоковых (устанавливаемых производителем модели мотоцикла) комплектов проскальзывающих сцеплений, здесь движение внутренней части механизма по наклонным клиньям происходит через шарики. То есть, скольжение заменяется качением. Это позволяет получить наивысшую степень плавности работы всего механизма, а отсутствие стальных клиньев позволяет сэкономить на весе девайса. Да, здесь рулят чисто гоночные приоритеты. Зато при гражданском использовании такого устройства его ресурс, в отличие от трекового, измеряется годами. А наличие в нём пружин разной жесткости позволяет настраивать усилие размыкания и передаваемого обратного момента в зависимости от стилевых предпочтений пилота или условий гонки. Минусом, безусловно, является меньший срок службы алюминиевых деталей (по сравнению со стальными), но это ощутят только спортсмены.
   Какова цена вопроса? Сложные инженерные решения дешёвыми не бывают, но за комфорт и безопасность надо платить. Тюнинговые наборы предлагаются по ценам от 600 до 1000 евро за комплект. Насколько эффективным для вас будет это вложение – решать вам. Владельцам «малокубатурки» можно не суетиться в этом направлении, а вот для спортбайков с моторами объёмом от 0,6 литра и более – оно необходимо. Для любителей мотардов (или «супермото») – тоже. Эти категории мотоциклов изначально «заточены» под агрессивный стиль езды и по-другому не способны раскрыть свой потенциал, а хозяева именно за это их и любят. Остальным, кто случайно купил подобный мотоцикл, можно не тратиться, а просто ездить очень аккуратно и спокойно, контролируя свои эмоции. Но если на скользкой (мокрой, присыпанной пылью-песочком) дороге даже при несильном торможении и лёгком наклоне при сбросе газа заднее колесо заблокируется и сорвётся с траектории, ущерб может оказаться больше, чем на тысячу. Как вариант, при быстром понижении передач вы ошибетесь и включите на ходу вместо третьей передачи вторую, двигатель может превысить предельные обороты и выйти из строя. Проскальзывающее сцепление защищает и от такой неприятности. В общем, это несложное усовершенствование старого, как автомобиль механизма, позволит тем мотоциклистам, что любят выжимать из своих мотоциклов максимум их возможностей, легче и безопаснее управлять ими, сохраняя при этом чувство уверенности.
 

Текст: Валерий Гарбарук
Фото: автора

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры