Рубрика:

История

 Журнал: 4 (2012)

Виктор Арбеков – «Советская ракета»




 

Виктор Арбеков – «Советская ракета»

   2008 год, г. Киев. Национальный транспортный университет совместно с ФМУ проводит этап чемпионата по мотокроссу. Для награждения спортсменов в магазине отложены красивые кубки. Спонсорские деньги пришли на счет университета только в среду вечером. До начало соревнований остается два дня. Утром в четверг бухгалтер отвозит в центральное казначейство платежные документы для оплаты кубков. С нетерпением жду приезда бухгалтера. Ответ шокирующий: только в понедельник деньги будут переведены на счет магазина! У них на очереди тысячи платежей, и все просят срочно перечислить. Награждение спортсменов на грани срыва… Не долго думая, сам еду в казначейство. Финансовые учреждения терпеть не могут посторонних людей, ведь они тщательно и не спеша работают с деньгами. С большим трудом отбиваясь от охранников, попадаю к руководителю отдела – эта миловидная женщина внимательно меня выслушивает. Проблема решилась неожиданно быстро. Улыбаясь, она сказала: «Мотокросс – эта просто здорово! Я лишь один раз была на мотокроссе, и мне очень понравилось. Мы, тогда молодые девчонки, неистово болели за гонщиков, крича от восторга! Это было в конце 60-х в Кировограде, уже и не помню фамилий кроссменов… Но одного гонщика, в алой майке и белым шлемом со звездой, победителя заездов, запомнила на всю жизнь по фразе, которую постоянно повторял радиокомментатор: «на трассе чемпион мира Виктор Арбеков»…

   Виктор Арбеков ворвался в мировую элиту мотокросса так стремительно и неожиданно для зарубежных гонщиков, тренеров, и специалистов мотоспорта, что те сначала ничего не поняли. Ещё бы, год назад его никто не знал! Тогда только Игорь Григорьев на равных сражался с зарубежными асами мотокросса, а молодой гонщик из СССР приехал на чемпионат мира просто набираться опыта и мастерства. Да ещё и на мотоцикле «Ковровец 250», который по мощности и надежности явно уступал шведской Husqvarna и чехословацкому CZ… Ну да, занял он в 1963 году на московском этапе чемпионата мира 4-е место… Сенсация? Безусловно. Но такое в мотоспорте иногда бывает, когда на своей трассе местные гонщики добиваются успехов. Тогда на трассах чемпионатов мира по мотокроссу доминировали англичане, бельгийцы и шведы. Каждый европейский гонщик был на виду. А тут выскочил из-за «железного занавеса» какой-то незнакомец, и сходу занимает третье место на чемпионате мира 1964 года! Перед первым из пятнадцати этапов 1965 года не было недостатка в прогнозах. Причём, с редким единодушием спортивные обозреватели отдавали пальму первенства восходящей звезде мотокросса бельгийцу Жоель Роберу, будущему шестикратному чемпиону мира. Ну а за второе и третье место должны были бороться очень сильные спортсмены из Швеции – четырёхкратный чемпион мира Торстен Халльман и многократный призер чемпионатов мира Аке Енссон. Но события на трассах начали развиваться совсем иначе. Арбеков занимает первые места на этапах в Италии, Франции, Германии, Голландии, Польши, вторые – в Люксембурге и Швеции. Журналисты любят громкие сенсации и названия. На страницах мировых журналов и газет запестрели надписи: «Советская ракета» впереди «бельгийского снаряда» и «шведских викингов!», «Нереальный голливудский сценарий – реален на чемпионате мира по мотокроссу!», «Виктор – это означает победа!», «Кроссмены СССР по праву считаются одними из сильнейших в мире…». После таких выступлений сборную СССР зарубежные болельщики встречали словами: «Ну, русские приехали… Значит, мотокросс будет очень интересным!». На предпоследнем, 14-м этапе в Финляндии Виктор уже принимал поздравления с чемпионством мира. Такая блиц-победа была совершена впервые в истории советского мотокросса! В один год ему присвоили звание «мастер спорта СССР международного класса» и «Заслуженный мастер спорта СССР». А зимой 1966 года в Москве на ледовом стадионе, в момент торжественного открытия соревнований по мотогонкам по льду, в присутствии большого количества зрителей, ему и победителю мирового первенства по спидвею Габдрахману Кадырову, чехословацкое внешнеторговое объединение «MOTOKOV» вручило по автомобилю «Skoda» за отличную рекламу на мировом уровне мотоциклов из ЧССР «CZ» и «JAWA».

   Но до этого триумфа был путь длиной в 14 лет – упорных занятий мотоспортом. Ещё учась в 3-м классе, он после уроков торопился не домой, а в Подольский автомотоклуб. Там он помогал спортсменам: мыл мотоциклы, подавал ключи, открывал ворота. За это ему разрешали сделать несколько кругов по двору на мотоцикле. И так было почти каждый день, и только значительно позже его стали брать на тренировки… Впервые он вышел на старт мотокросса в 1956 году, в возрасте 14 лет. А в 1959 году уже стал чемпионом СССР среди юношей в классе 125 см3. Имея природные способности спортсмена, он тренировался не меньше времени, чем футболисты, пловцы, легкоатлеты из его родного клуба ЦСКА. Выступал кроме мотокросса и в других дисциплинах мотоспорта, в своих тренировках использовал игру в футбол, водное поло, баскетбол, плавание и тяжелую атлетику. За свою спортивную карьеру завоевал 14 титулов чемпиона СССР по мотокроссу, 4 раза был вторым, и 3 – третьим. Его стиль управления мотоциклом копировали и начинающие мальчишки, и знаменитые гонщики. Сейчас Виктор Михайлович на пенсии, тренирует мальчишек, которые мечтают повторить успехи своего «легендарного» тренера.
   8 марта 2012 года заслуженному мастеру спорта, подполковнику запаса, заслуженному тренеру РСФСР, чемпиону мира исполнилось 70 лет! С юбилеем Виктор Михайлович! Счастья, здоровья, и всего самого наилучшего!


Текст и фото:
Алексей Насонов, руководитель мотокоманды НТУ

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры