Рубрика:

История

 Журнал: 1 (2012)

История созданная на песке: Люди и мотоциклы




 

История созданная на песке: Люди и мотоциклы

   В начале каждого года уже десятки лет ленты всех новостных агентств мира повторяют в своих сообщениях одно и тоже слово – «Дакар». Мы решили провести свое исследование этого мирового феномена, который в начале каждого года привлекает к себе внимание десятков миллионов людей по всему нашему «шарику» и представить вам его результаты. Кто же придумал и сотворил величайшую внедорожную гонку нашей планеты?

   О дин человек, которого, к сожалению, уже двадцать шесть лет как с нами нет, но его детище живёт, развиваясь и меняясь каждый год. Событие, давшее толчок его воображению и возбудившее в нём желание действовать, произошло в 1977 году, когда в одном месте сошлись трое: ливийская песчаная пустыня, мотоцикл Yamaha XT500 и человек – Тьерри Сабин. И что интересно, его основные ингридиенты: песок, техника и люди, за более, чем тридцать лет в концепции «Дакара» не изменились. Ничего страшного, что география проведения гонки круто изменилась, ведь её суть, её дух и главный принцип – свободное участие в ней любого, решившегося бросить вызов пескам, человека сохранились. А это даёт уверенность в том, что эпопея «Дакара» будет продолжаться…

Ниже вы сможете обозреть историю великого ралли-рейда в достаточно сжатом, но очень насыщенном формате «люди и мотоциклы».

   Казавшаяся многим авантюрной затеей, идея Тьерри Сабина всё же реализовалась 26 декабря 1978 года, когда с площади Трокадеро стартовали 182 экипажа для совершения почти десятитысячекилометрового броска через броды, пески и пыль бездорожья. Изначально маршрут ралли-рейда пролегал от Парижа и до столицы Сенегала, Дакара, с отдыхом на время переправы через Средиземное море. К сожалению, в дальнейшем, по различным причинам маршрут прохождения гонки менялся практически каждый год.

Последние соревнования, связавшие Париж и Дакар, прошли в 1994 году. И это был единственный маршрут, в котором участники промчались от Парижа до Дакара, а затем вернулись обратно.

В подготовке материала использована информация из интернета, в том числе из wikipedia.org.
 
люди и мотоциклы (Победители)

Год проведения  Маршрут   
Гонщик    Мотоцикл

1979    Paris–Dakar   
Cyril Neveu (FRA) Yamaha XT 500

1980    Paris–Dakar   
Cyril Neveu (FRA)  Yamaha XT 500

1981    Paris–Dakar   
Hubert Auriol (FRA)  BMW GS 800 R

1982    Paris–Alger–Dakar   
Cyril Neveu (FRA)  Honda XR 550

1983    Paris–Alger–Dakar   
Hubert Auriol (FRA)  BMW GS 980 R

1984    Paris–Alger–Dakar   
Gaston Rahier (BEL)  BMW GS 980 R

1985    Paris–Alger–Dakar   
Gaston Rahier (BEL)  BMW GS 980 R

1986    Paris–Alger–Dakar   
Cyril Neveu (FRA)  Honda NXR 750V

1987    Paris–Alger–Dakar   
Cyril Neveu (FRA)  Honda NXR 750V

1988    Paris–Alger–Dakar   
Edi Orioli (ITA)  Honda NXR 800V

1989    Paris–Tunis–Dakar   
Gilles Lalay (FRA)  Honda NXR 800V

1990    Paris–Tripoli–Dakar   
Edi Orioli (ITA)  Cagiva Elefant 900

1991   Paris–Tripoli–Dakar   
Stéphane Peterhansel (FRA)  Yamaha YZE 750T

1992    Paris–Sirte–Cape Town   
Stéphane Peterhansel (FRA)   Yamaha YZE 850T

1993    Paris–Dakar   
Stéphane Peterhansel (FRA)  Yamaha YZE 850T

1994    Paris–Dakar–Paris   
Edi Orioli (ITA)  Cagiva Elefant 900

1995    Granada–Dakar   
Stéphane Peterhansel (FRA)  Yamaha YZE 850T

1996    Granada–Dakar   
Edi Orioli (ITA)  Yamaha YZE 850T

1997    Dakar–Agades–Dakar   
Stéphane Peterhansel (FRA) Yamaha YZE 850T

1998    Paris–Granada–Dakar   
Stéphane Peterhansel (FRA)  Yamaha YZE 850T

1999    Granada–Dakar   
Richard Sainct (FRA)  BMW F 650 RR

2000    Paris–Dakar–Cairo   
Richard Sainct (FRA)  BMW F 650 RR

2001    Paris–Dakar   
Fabrizio Meoni (ITA) KTM LC4 660R

2002    Arras–Madrid–Dakar   
Fabrizio Meoni (ITA)   KTM LC8 950R

2003    Marselle–Sharm el Sheikh   
Richard Sainct (FRA)  KTM LC4 660R

2004    Clermont-Ferrand–Dakar   
Nani Roma (SPA)  KTM LC4 660R

2005    Barcelona–Dakar   
Cyril Despres (FRA)  KTM LC4 660R

2006    Lisbon–Dakar   
Marc Coma (SPA)  KTM LC4 660R

2007    Lisbon–Dakar   
Cyril Despres (FRA)  KTM 690 Rally

2008    Из-за вероятных терактов гонка была отменена и не проводилась.

2009    Buenos Aires–Valparaiso–Buenos Aires   
Marc Coma (SPA)  KTM 690 Rally

2010    Buenos Aires–Antofagasta–Buenos Aires   
Cyril Despres (FRA)   KTM 690 Rally

2011    Buenos Aires–Arica–Buenos Aires   
Marc Coma (SPA)  KTM 450 Rally

2012    Mar del Plata– Lima   
Cyril Despres (FRA)  KTM 450 Rally

 

Люди

Сирил Неве

(Cyril Neveu, 1956 г.р.) – французский мотогонщик, ставший известным после победы в первом Дакаре.

   В первой гонке «Париж-Дакар» не было раздельного зачета, как сейчас (мото, авто и грузовики), и потому, никому неизвестный француз Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha 500XT стал единственным победителем первого трансатлантического марафона. Примечательно, что Сирил Неве одержал победу на первом «Дакаре», так и не выиграв ни одного спецучастка. Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам – наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жиль Комт на Yamaha и Филипп Вассар на Honda. После выигрыша Сирил поделился впечатлениями: «Это была победа, которая доставила мне незабываемое удовольствие ещё и потому, что то было великолепное семейное путешествие – с моим отцом, который оказывал мне техподдержду, и с братом, чей Range Rover однажды даже был на позиции лидера…».
   Сирил Неве два года подряд становился победителем Дакара на Yamaha 500XT, и это стало толчком для того, чтобы сделать ралли своей профессией. На следующий год он пересел на Хонду и… уступил первенство Юберу Ориолю. В 1982 году он снова был первым на Honda XR550. Потом, как сказал сам Сирил, были взлеты и падения, сложное и тяжелое соперничество с Юбером и Гастоном Райе, следующие две победы – в 1986 и 1987 году, уже на мотоцикле Honda NXR750V, достались Неве очень непросто, в чем-то даже «благодаря» тому, что основной его соперник, Юбер выбыл из гонки с двумя сложнейшими переломами. Параллельно Сирил участвует в различных эндуро соревнованиях. С 1988 года он «переходит на другую сторону», став одним из организаторов ралли-рейда. Оставить гонки он решил только в 1992 году, после гибели Жиля Лэлэя, которая произвела на него огромное впечатление.

Юбер Ориоль

(Hubert Auriol, 1952 г.р.), по прозвищу «Африканец» (он родом из Эфиопии) – французский гонщик и бывший директор ралли «Париж-Дакар».

   Ориоль был первым гонщиком, который участвовал и выигрывал «Дакары» в обоих группах – мотоциклы и автомобили. Юбер стал участвовать в мотокроссе и эндуро соревнованиях с 1973 года. С 1979 по 1987 год он принимал участие в ралли Париж-Дакар, как мотоциклист. В 1979 году он ехал в «Дакаре» на Yamaha XT 500 и закончил гонку на 7-м месте. В 1981 году Юбер пересел на BMW R80GS, и сразу прыгнул «в дамки», придя к финишу первым и опередив ближайшего соперника на три часа! Повторить свой успех он смог в 1983 году, выиграв ещё и знаменитую гонку «Баха 1000». В 1987 году, на предпоследнем этапе «Дакара» он врезается в дерево и ломает себе обе лодыжки (открытые переломы!). Болевой шок, мужество и непонимание тяжести травм позволили Юберу привести в ездовое состояние свою Cagiva (при помощи товарищей по команде) и даже доехать 20 км до конечного КП. Как он смог это сделать со сломанными ногами – до сих пор загадка, судьи и зрители были в шоке… Но «Дакар» Ориоль не покинул, перейдя в класс автомобилей и одержавший в нём 1992 году. Кроме этого, с 1995 по 2004 год он был директором этого ралли, а ещё стал инициатором проведения ралли «Легенда героев». Впервые оно состоялось в феврале-марте 2006 года. Ориоль делал ставку на «возврат к истокам приключения», поэтому все участники выступали на Yamaha XT 500, располагая для техподдержки одним внедорожником на троих. Как и на первых «Париж-Дакарах», старт давался от Эйфелевой башни, а маршрут проходил через Францию, Испанию, Марокко, Мавританию и заканчивался в Сенегале, на берегу Розового озера. На следующий год в ралли уже можно было участвовать на BMW R 65, 80 и 100 GS. А в 2008 году появились две категории: «Классическая» и «Open» для мотоциклов, выпущенных, соответственно, до и после 1995 года.


Гастон Райе

(Gaston Rahier, 1947-2005). Небольшая Бельгия дала миру много известных мотогонщиков, и Гастон Райе – один из них.

   Он родился в 1947 году и прожил яркую и насыщенную жизнь: победитель чемпионата мира по мотокроссу в классе «250» 1974 года, трёхкратный чемпион по мотокроссу в классе «125» (в 1975, 1976 и 1977 годах), участник многочисленных ралли-рейдов и трофи, победитель Мотокросса наций (1976 год)… Он завоевал 29 Гран-при по мотокроссу в классе «125» – и это рекорд, который до сих пор ему принадлежит! Он был первым бельгийцем, взявшим кубок ралли «Париж–Дакар» в 1984 и 1985 годах, и вообще – был первым победителем-«не французом» в этой престижной гонке, выступая на BMW GS 980 R.
   Гастон влился в ралли-рейд в 1983 году, восстановившись после тяжелейшей травмы, что грозила потерей руки и из-за которой ему пришлось оставить мотокросс. В первых гонках бельгиец выступал за команду BMW и управлял огромным R 80 GS, с высотой сиденья… больше 1000 мм! Кстати, к вопросу о том, что низкорослым людям вход в мир внедорожных мотоциклов закрыт… Ведь рост Гастона, при всех его талантах, всего 164 см! Но большой BMW не помешал бельгийцу выиграть два рейда «Париж-Дакар» и ещё «Ралли Фараонов». «Маленький человек с огромной репутацией» – так прозвали Гастона на «Дакаре», а в 1985 году ему присудили титул «Спортсмен года Бельгии». В 1988 году Райе перешел в команду Suzuki, где ему «вручили» прототип DR-Z800. Кстати, многочисленные титулы в классе «125» Гастон также завоевал за рулем мотоцикла Suzuki – и это были первые победы команды Suzuki в этом классе на чемпионате мира. Гастон Райе умер в 2005 году в Париже, после продолжительной болезни, в возрасте 58 лет.
 

Эди Oриоль

(Edi Orioli, 1962 г.р.) – итальянский гонщик. Многие считают его одним из лучших мотоциклистов в ралли-рейде «Дакар».

   Выигрывал в 1988 на Honda NXR 800V, в 1990 и 1994 на Cagiva Elefant 900, в 1996 – на Yamaha YZE 850T; приходил вторым в 1987, и 3-м – в 1995. В 1993 году финишировал первым в «Ралли Фараонов». Ценители его талантов сравнивают его с Валентино Росси, который на трассе является таким же хитрым и расчетливым, способным просчитать и предугадать ситуацию. Нужно отдать ему должное: Эдди выигрывал в Дакаре тогда, когда это был настоящий Дакар, и гонщики имели в руках мотоцикл и компас, спали в палатках и сами обслуживали технику. Надо признать, что это были другие времена, и их победы были более значимыми…
   Но, с 2000 года Эди Ориоль, питая страсть к автомобилям, ушел из мотоспорта и решил продолжать карьеру в автогонках. В очередной раз об Эди и мотоциклах все услышали относительно недавно: в 2009 году, когда весёлая компания (сам Эдди, известный спортфотограф Орацио Трульо; видеооператор Алессандро Бельтраме; взбиравшийся на вершины и опускавшийся в глубокие подводные впадины, врач Карло Пеано и супермеханик Мауро Сант) совершила пробег «Освоение России» на мотоциклах Ducati ST4, проехав за 12 дней от Москвы до Владивостока более 10 тысяч километров.
 
 
 

Стефан  Петерансель

(Stеphane Peterhansel, 1965 г.р.) – французский мото и автогонщик.

   Если в «Формуле-1» живой легендой является немец Михаэль Шумахер, а в чемпионате мира по авторалли – француз Себастьен Лёб, то есть свои суперзвезды и у «Дакара». И самая яркая из них – 44-летний француз Стефан Петерансель. Ему принадлежит рекорд по числу побед в «Дакаре», и первые 6 из них он одержал на мотоцикле «Yamaha», а остальные – на «Mitsubishi». Петерансель стал всего вторым (после Юбера Ориоля), кто выигрывал престижнейшей ралли-марафон в разных зачётах. Отец Стефана, раллийный гонщик-любитель, подарил сыну первый велосипед в 8 лет, а позже привёл сына на трассу мотокросса. В 15 он решил сконцентрироваться на мотокроссе и выиграл ряд взрослых соревнований. Через 2 года Петерансель бросил школу, чтобы стать профессиональным гонщиком. Отец поддержал его, планируя в случае неудачи ввести сына в свой бизнес по производству сантехники. В 18 лет Петерансель получил лицензию гонщика и вскоре выиграл национальный чемпионат по эндуро. Затем подписал контракт со шведской командой Husqvarna. В 1987 году Стефан перешёл в команду Yamaha, и в следующем январе впервые (в 22 года!) проехал «Дакар». Он закончил его 18-м, а уже через год поднялся на 4-е место. В то же время Петерансель продолжал участвовать в соревнованиях по эндуро, а ещё женился. Во время «Дакара» 1990 года у него родился сын, и в тот же день Стефан выиграл этап и возглавил общий зачёт. Но через 3 дня француз заблудился в пустыне и сошёл. В конце весны ему удалось выиграть Ралли Туниса и Ралли Марокко. В 1991 году Петерансель наконец-то стал победителем «Дакар», а последующие 2 года повторял этот успех. В 1992 году он также выиграл ралли-рейд «Париж – Москва – Пекин». В 1994 году француз не стал защищать свой титул в «Дакаре» из-за изменений в правилах, но через год таки выиграл гонку в четвёртый раз. В 1996 году он сошёл из-за проблем на дозаправке, но следующие 2 гонки снова остались за ним. Тогда же Петерансель выиграл чемпионат мира по эндуро среди 250-кубовых 2-х тактных мотоциклов, но после 6-й победы в африканском марафоне он решил больше не проезжать его на мотоцикле из-за болей в запястье. Француз пересел на гоночный автомобиль и стал участвовать в раллийных и ледовых гонках за Nissan. Не пропустив после смены транспортного средства ни одного Дакара, Петерансель стал 7-м в гонке 1999 года. Он до сих пор не оставил гонку и каждый год занимает в ней позиции в первой десятке. В 2012 году он стал первым на автомобиле Mini, а на сегодняшний момент Стефан 10-ти кратный победитель на Дакаре (6 побед в классе «мото» и 4 – в «авто»)!
 

Рома Нани

(Joan Roma Cararach, 1972 г.р.) –  испанский гонщик.
 

Сирил Неве и Стефан Петерансель, 1990 год.

   Впервые участвовал в Дакаре в 1996 году, параллельно участвуя и побеждая в других ралли: «Тунис», «Дубаи», «Baja Espana Aragon». В 2004 году на KTM LC4 660R он пришел в «Дакаре» первым. После этого, оставшись в ралли-рейде, он пересел в автомобиль.

Ришар Сайнкт

(Richard Sainct, 1970-2004) – французский мотогонщик. Начинал ездить на мотоцикле не ради побед, а ради удовольствия.

   Тем не менее, становится трехкратным победителем ралли «Париж-Дакар», победителем «Ралли Фараонов» в 2002 году, двукратным победителем ралли «Атлас» (1997, 1998), ралли «Тунис» (1998, 1999) и ралли «Марокко» (2001, 2002).
   После удачного дебюта в мотокроссе, Ришар в 18 лет садится на эндуро и уже на следующий год выигрывает чемпионат Франции, а в 1990 году принимает участие в своем первом ралли в Африке – «Атлас». В 1991 году, в 21 год, он пробует свои силы в своем первом ралли-рейде «Париж-Дакар». В 1992 году из-за отсутствия бюджета Сайнкт был вынужден отказаться от «Дакара». Но уже три года спустя он возвращается к легендарной гонке с профессиональным контрактом в кармане от Honda и финиширует пятым. А в 1999 и 2000 годах на BMW F650RR он таки становится победителем Дакара. Его третий и последний успех в этой гонке был достигнут на KTM LC4 660R в 2003 году, а в 2004-м он занимает второе место, уступив лидерство Нани Рома. После этой гонки он хотел пойти по стопам таких знаменитых спортсменов, как Юбер Ориоль и Стефан Петрансель и попробовать себя в классе «Автомобили». В ожидании приглашения от одной автомобильной компании, он участвует в «Ралли Фараонов», где 29 сентября 2004 года в результате несчастного случая на трассе гонки он оказался в тяжёлом бессознательном состоянии. Прибывшие на место аварии медики оказали ему помощь и эвакуировали вертолётом в госпиталь, но Ришар умер ещё до прибытия в больницу.
 

Жиль Лэлэй

(Gilles Lalay, 1962-1992) – французский гонщик, участвующий параллельно в эндуро-соревнованиях и ралли-рейдах. Он был одним из первых французов, севших не на европейский, а на японский мотоцикл, это была Honda CR 250.

   В 1985 году он частным порядком заявился в знаменитую гонку «Six Days», что проходила на территории Испании Франции. Он выиграл гонку, что называется, «с нуля», став первым французом, совершившим подобный подвиг. Было у Жиля немало и других достижений: 10 титулов чемпиона Франции по Enduro (1979 по 1990), в 1983 году он стал вице-чемпионом Европы по кроссу в классе «125» и в 1984-м в классе «250» 1985 (Испания). В 1986,1987 и 1989 годах он был победителем в ралли «Атлас» (Марокко), а в гонке «Six Days» из 10 участий он получил 10 золотых медалей при всего одном падении! В 1989 он стал победителем в ралли «Париж-Дакар». В 1992 году он решил последний раз выступить в «Дакаре», как мотоциклист, чтобы посвятить себя автомобилям, но 7 января трагически погиб в Конго, при столкновении с автомобилем организаторов.
   В память о Жиле его друзья организовали гонку на выносливость и назвали ее «Gilles Lalay Classic». Гонка стартовавала в 1993 году. Проект этой гонки готовил ещё сам Жиль, намереваясь назвать её «Dead Line», и задумывая её, как самую жёсткую эндуро гонку «на выбывание».

Фабрицио  Меони

(Fabrizio Meoni, 1957-2005) – французский мотогонщик, двукратный победитель ралли «Дакар». 

   В 16 лет Фабрицио купил свой первый мотоцикл, 50-кубовый «Ancillotti», на котором успешно выступал в соревнованиях по эндуро. Вскоре он пересел на более мощные «125-ки» «Beta» и SWM. В 1978 году Меони окончательно отказался от карьеры инженера и посвятил себя мотоспорту. Вскоре его призвали в армию, и после демобилизации Фабрицио продолжил участвовать в гонках эндуро. В 1988 году он стал в этом виде чемпионом Италии, а через год впервые проехал «Ралли Инков», где стал 4-м. В 1990 году Меони сошёл с Ралли Туниса, но выиграл перуанскую гонку. В престижнейшем Ралли Дакар итальянец участвовал 13 раз, в 1994 году он стал 3-м, а через 4 года – 2-м. В 1997 году Фабрицио впервые выиграл «Ралли Туниса» и потом это ему удавалось ещё трижды. На рубеже веков он выиграл 4 первых «Ралли Фараонов», а в 2000 году стал чемпионом мира по ралли-рейдам. В 2001 и 2002 годах Меони побеждал в «Дакаре». В 2005 году для Фабрицио это был 13-й «Дакар» и он ещё до начала соревнований объявил, что будет последним. Как «в воду глядел!»…
   11 января 2005 года на этапе между Атаром и Киффой он упал, сломав два шейных позвонка и получив такой болевой шок, что даже оперативно прибывшая медицинская бригада не смогла его спасти. Соперники Меони отказались выходить на следующий этап, и в мотоциклетном зачёте он был отменён. У Фабрицио, который планировал после гонки завершить раллийную карьеру, остались жена Елена и двое детей. Вместе с Еленой он успел организовать фонд помощи детям Сенегала, а на собранные деньги – построить школу.

Марк Кома

(Marc Coma Camps, 1976 г.р.) – испанский мотогонщик, трёхкратный победитель «Дакара».

   Марк начал заниматься мотоспортом в юности по инициативе отца и дяди, бывших мотогонщиков. В 18 лет он выиграл юниорский чемпионат Испании по эндуро. Через год каталонца включили в состав национальной сборной на чемпионат мира, где испанцы заняли 2-е место. В 1998 году испанцы вместе с Комой выиграли командный зачёт мирового первенства, а сам он стал чемпионом мира среди молодёжи. В дальнейшем Марк продолжал участвовать в мировых чемпионатах по эндуро и ралли-рейдам, а в январе 2002 года дебютировал на «Дакаре», где занял 6-е место. На следующий год Кома был 11-м, а в 2004-м году – сошёл. В 2005-2007 годах испанец никому не отдавал титул чемпиона мира по ралли-рейдам, но в 2005-м на «Дакаре» был только 2-м, в 2006-м – одержал на нём первую победу. С часовым преимуществом он лидировал на «Дакаре-2007», но после падения сошёл. Вторая победа пришла к каталонцу на первом американском «Дакаре», в 2009 году. В 2010 он стал только 15-м из-за 6-часового штрафа, начисленного за незаконную смену покришки, но на этапах Кома одержал 4 победы и по чистому времени стал бы 2-м. В марафоне 2011 года его главным конкурентом снова стал Сирил Депре. Соперники ехали примерно в одном темпе, но француз потерял по 10 минут из-за ошибки в навигации и в качестве наказания за опоздание на старт спецучастка, и в итоге проиграл Коме 15 минут. В 2012 году битва была нешуточной, но в этот раз у Комы – 2-е место.
 

Сирил  Депре

(Cyril Despres, 1974 г.р.) – французский мотогонщик, трёхкратный победитель «Дакара».

   Родители Сирила владели кафе на оживлённой трассе в Немуре и не имели какого-либо отношения к мотоспорту. Сын знакомых, Паскаль Кутюрье успешно выступал в мототриале, и Депре также захотел стать мотоциклистом. Он стал просить дарить ему на праздники деньги, и, собрав нужную сумму, купил на них 80-кубовый мотоцикл. Сирил выступал в эндуро, много времени ему приходилось тратить на ремонт техники, что позже помогло ему в ралли-рейдах. Он загорелся идеей участия в «Дакаре», однако столкнулся с финансовыми проблемами. Чтобы заработать 160000 франков (старыми) на себя и помощника Мишеля для участия в ралли-рейде, Депре работал в цехе по производству мотоциклетной экипировки, а также продавал вино. Собрав деньги, Депре впервые стартовал в Дакаре 2000 на Honda 400 XR и занял достойное 16-е место, а в своей категории стал 2-м. Вскоре француза пригласили в BMW, и ему больше не пришлось заботиться о финансовом аспекте своего участия.
   На «Дакаре-2001» Депре стал 13-м, но через год сошёл. Пересев на KTM, в 2003 году он выиграл 3 этапа и стал 2-м в общем зачёте, вслед за Ришаром Сайнктом. В том же году Депре выиграл чемпионат мира по ралли-рейдам. На следующем Дакаре он уступил, кроме Сайнкта, ещё и Роме. Затем Рома пересел на внедорожник, а Сайнкт погиб на «Ралли Фараонов». Конкуренцию французу на «Дакаре-2005» мог составить Фабрицио Меони, однако он погиб в ходе марафона. Вслед за победившим Депре финишировал Марк Кома, что в следующем году отобрал у него титул. В 2007-м Сирил снова много проигрывал испанцу, однако тот был вынужден сойти после падения, и победа досталась Депре. В 2009 году Кома снова оставил француза вторым, но через год не смог составить ему конкуренцию из-за большой пенализации. Между этими гонками Депре второй раз стал чемпионом мира по ралли-рейдам. На Дакаре 2011 борьба между Депре и Кома за победу развернулась снова и продолжилась и в этом году. И если в 2011 Сирил отдал победу Марку Коме, то в 2012 году он стал четырехкратным победителем Дакара.


МОТОЦИКЛЫ
 
Yamaha YZE 750T/ 850T Tenere

   Дебют – 1991 год. 7 побед в «Дакаре». Двигатель – двухцилиндровый, рядный, с жидкостным охлаждением; диаметр цилиндра и ход поршня – 89,5x67,5 мм; рабочий объем – 849 см3; максимальная мощность – более 75 л. с., прошёл через ряд модернизаций. Ход подвесок: передней вилки – 300 мм, заднего амортизатора – 280 мм. Запас топлива: 40+26 л; сухая масса – 180 кг; размеры (мм): длина – 2440, высота по седлу – 965, база – 1560, дорожный просвет – 300; максимальная скорость – 190 км/ч. Базовым мотоциклом выступила XTZ 750 Super Tenere, производимая с 1989 года и до сих пор пользующаяся популярностью среди любителей экстремального внедорожного туризма!

Yamaha XT500

   Модель была специально разработана в 1976 году для гонок по пустыням и стала пионером внедорожных ралли-рейдов. Тип двигателя: 4-тактный, OHC, 499 см3, воздушного охлаждения. Макс. мощность: 30 л.с. при 5800 об/мин. Макс. момент: 3,9 кг-м при 5400 об/мин. Длина x ширина x высота: 2170 мм x 875 мм x 1180 мм. Масса: 139 кг.
 

BMW F 650 RR Dakar

   Год создания – 1998, а в 1999 и 2000 он два раза становился победителем марафона. Больше BMW ни разу не удалось достичь этой планки – затем наступила эра KTM.
   Двигатель: Одноцилиндровый, жидкостного охлаждения, 4 клапана, SOHC, объёмом 700 см3. Макс. мощность: 75 л.с. при 8500 об/мин. Подвески: 54 мм «телескоп» от WP, ход 300 и моноамортизатор от WP, ход 300 мм. Тормоза: по одному диску 300 мм / 200 мм с 4-поршневым и однопоршневым суппортами. Сухой вес:168 кг. Запас топлива: 2 бака по 12 литров впереди, 7-ми литровый под сиденьем и два по 7 литров сзади.
 

BMW R 800 GS/ BMW GS 980 R

   Год создания – 1980 и 1983. Мотоциклы были разработаны специально для пустынной гонки в самых жёстких условиях на Земле. Они были построены на базе первого эндуро от BMW – R 80 GS, оппозитный двигатель воздушно-масляного охлаждения, объёмом 797 см3 развивал 55 л.с. при 7000 об/мин (в версии GS980R – 69 л.с.). Рама была усилена, а маятник удлинен на 100 мм. Вилка – Marzocchi M1 Paris-Dakar, диаметром 42 мм, установлен обтекатель Acerbis. Амортизаторы WP, ход 280 мм. Запас топлива – 38/60 литров. Сухая/снаряженная масса: 155/230 кг.
   На мотоцикле использовался L-образный двухцилиндровый мотор Ducati воздушного охлаждения. Это был один из амбициозных итальянских проектов, достигших своей цели. Фотографии этого белоснежного байка были сделаны в 1997 году, и его история более чем восхитительна. В свое время в Cagiva наняли компанию «CH Racing» для разработки мотоцикла с для «Дакара», подготовкой которого занимались в Ducati. ТТХ мотоцикла остались в тайне и дальнейшая судьба его неизвестна. Но эксперимент удался и Эди Ориоль дважды победил на уникальной Cagiva в гонке «Париж-Дакар»: в 1990 и 1994 годах.
   Диаметр/ход поршня: 92 х 68 мм, объем мотора: 904 см3, мощность: 78 л.с. при 8000 об/мин, ГРМ: 2 клапана на цилиндр, десмодромный привод.
 

KTM 660/690 LC4 Adventure

   Создан в 1999 году. В различных модификациях (размерность мотора сохранялась) он 5 раз побеждал в ралли-рейде «Дакар» с 2001 года по 2011, за исключением 2002 года, когда на KTM LC8 950R к финишу пришёл Меони (KTM LC8 950R стал платформой для создания популярной у нас версии Adventure). Двигатель: Одноцилиндровый, жидкостного охлаждения, 4 клапана, SOHC, объёмом 654 см3, с карбюратором Mikuni (у 690 – инжектор Keihin), электронным зажиганием Kokusan, киком и электростартером. Диаметр/ход поршня, мм: 107x78. Макс. мощность: 52 л.с. при 7000 об/мин. Макс. крут. момент: 55 Нм при 5500 об/мин. Подвески: 50 мм вилка-перевёртыш от WP, ход 270 мм и задний амортизатор WP, ход – 310 мм. Тормоза: диски 320/300 мм, 4-поршневой и однопоршневой суппорты. Сухой вес: 170 кг. Запас топлива: 55 л.

Cagiva Elefant 906 SP

Honda NXR 750V/800V

   Дебют – 1986 год. V-образный мотор с жидкостным охлаждением и мощностью 65 л.с. (у версии 800V – 75 л.с.), привод – цепь, вилка с ходом почти в 300 мм – вот короткое описание гоночной «сестры» легендарной XRV750 Africa Twin, которая успешно продавалась на «гражданке». А у прототипа «в зачёте» – четыре победы в «Дакаре». Дальнейшее улучшение раллийной NXR привело к уменьшению её веса до 170 кг и увеличению мощности двигателя до 75 л.с. Трёхкратный победитель марафона (1986, 1987, 1988 годы).

KTM 450 Rally

   В связи с новым регламентом ралли-рейда KTM в 2010 году создал новый мотоцикл, KTM 450 Rally. Он не сделан на базе 450 EXC, хотя и похож на него. Хромомолибденовая рама прототипа намного массивней, да и размерность мотора иная – его поршни большего диаметра и имеют короткий ход. Он оснащён одноцилиндровым карбюраторным мотором с пятиступенчатой коробкой, 48 мм вилкой-перевёртышем и регулируемым амортизатором от WP. Тормозит он двумя (300 и 250 мм) дисками, а весит (незаправленный жидкостями) всего около 145 кг.
 

Вехи «Дакара»  1978 год

   26 декабря во Франции стартовал первый в своей истории «Париж-Дакар». На старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках – всего 182 участника. До финиша добрались 74 экипажа. Первым победителем стал Сирил Неве на Yamaha. Гонка привлекла к себе огромное внимание.

1981 год

   Гонка привлекает всё больше участников. Ключевым моментом гонки, без сомнения, стала победа Юбера Ориоля, который отметил начало длинной истории невероятных побед. Он стал новым лидером в гонках на мотоциклах. В 1981 году в марафоне впервые участвовал советский вездеход, причём он лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников.

1982 год

   В ралли-рейд заявилось в два раза больше участников, чем на первый старт – 382. В гонку по пустыне включилась команда от компании Honda, причём, сразу же заняла первое место, и это было только началом серии её побед.

1983 год

   Впервые трасса пересекла ещё почти неизведанную пустыню Тенере. Но та сразу показала характер и приберегла для участников свои неожиданности. 40 пилотов заблудились во внезапно разразившейся песчаной буре. К счастью, все гонщики в течение 4 дней были спасены. А Юбер Ориоль всё выигрывал один этап за другим.

1984 год

   Границы гонки расширились. Теперь она начала затрагивать Кот-д’Ивуар, Гвинею, Сьерра-Леоне и Мавританию. Число участников достигло 427 человек. Компания Porsche снарядила свою команду, которая заняла 6-е место. На трассу ралли-марафона «Париж-Дакар» вышел гоночный грузовик DAF оригинальной конструкции – с двумя двигателями и двумя кабинами (одна спереди, другая сзади).

1985 год


   В этом году Юбер Ориоль оставил BMW и сформировал другую команду, Ligier-Cagiva, в которой ставка делалась на новую «звезду» – Cagiva Elefant 900.

1986 год

   Чёрный год для ралли-рейда. Тьерри Сабин (Thierry Sabine), певец Дэниель Бэлавойн (Daniel Balavoine), журналист Натали Одент (Nathaly Odent), пилот Франк Ксавьер-Бэгно (Francois Xavier-Bagnoud) и радиотехник Жан-Поль Лефо (Jean-Paul Le Fur) погибли при крушении вертолёта. Пепел Тьери Сабина был рассеян над пустыней, а ажиотаж гонщиков заметно уменьшился.

1987 год

   После гибели «пионера» ралли-рейда Тьерри Сабина, руководство гонкой принял его отец – Жильбер Сабин. Продолжалась битва между легендами в классе мотоциклов – Юбером Ориоли и Сирилом Неве. Казалось, что победа уже в руках Юбера, но падение вывело его из гонки. Он сломал обе лодыжки. Борьба закончилась победой Сирила Неве, и это была его пятая победа.

1988 год

   Из Версаля отбыли 603 транспортных средства: 183 мотоцикла, 311 автомобилей и 109 грузовиков. Гонка совпала с десятой годовщиной «Париж-Дакар». Почти сто конкурентов преждевременно вышли из гонки, потому что маршрут первой, алжирской стадии, был особенно труден.

1989 год

   Новое место прохождения ралли – Ливия. Число участников, которые достигли финиша, превзошла все рекорды (из 473 участников 209 достигли финишной черты).

1990 год

   Число участников – 465. Гонка опять проходит по пустыне Ливии. Год знаменателен тем, что Юбер Ориоль после сложных переломов опять участвует в ралли-рейде, но уже на багги.

1992 год

   Количество участников всё уменьшается. И Жильбер Сабин решает выбрать другой маршрут для рейда. Отправной точкой стал замок de Vincennes, а финиш – в Кейптауне. Главным новшеством стало появление GPS-навигаторов. В этом же году по количеству побед Стефан Петерансель догоняет Юбера Ориоля.

1994 год

   Гонка опять начинает привлекать к себе внимание. Жильбер Сабин и его команда ушли, уступив управление компании Amaury Sport Organization. Претерпел изменения и маршрут гонки, теперь он был замкнутым: «Париж – Дакар – Париж».

1995 год

   Начало гонки перенесено из Парижа в Гранаду (Испания). Гонка длится теперь только пятнадцать дней. Юбер Ориоль стал менеджером гонки и мог лишь наблюдать, как его бывший соперник Стефан Петерансель побеждает снова.

1997 год

   Впервые гонка началась в Дакаре. Сначала траса принимала форму петли: Дакар – Дакар, а далее она шла по пустыне Тенере. Также впервые один из этапов выиграла женщина, немка Ютта Кляйншмидт (Jutta Kleinschmidt), в конечном счёте, придя пятой.

1998 год

 «Дакар» празднует 20 лет. Гонка началась в Париже, пересекала Испанию и заканчивалась в Дакаре. В очередной раз Стефан Петерансель выигрывает ралли-рейд, выполнив свое обещание выиграть её в шестой раз.

1999 год

   Гонка в третий раз начинается в Гранаде, столице Андалусии. BMW побеждает в классе мотоциклов с Ричардом Сайнктом, спустя 14 лет после Гастона Райе.

2000 год

   22-я гонка пересекла Африку с запада на восток, из Сенегала к Египту. Этот ход привлёк новых участников, подняв число гонщиков до 400. Именно в этом году прозвучали первые угрозы со стороны террористов.

2001 год

   Были введены изменения в правила, например, экипаж машины теперь не мог везти с собой техника. Ремонт производился силами штурмана и водителя, либо вызывалась командная машина техподдержки из ближайшего бивуака.

2003 год

   25-я годовщина «Дакара». И необычный маршрут, заканчивающийся в Египте. Шестикратный победитель ралли в классе мотоциклов – Стефан Петерансель переходит в класс автомобилей.

2005 год

Свое начало ралли в этот год берёт из Барселоны и идет по пескам Марокко, Мавритании, Мали и Сенегала.

2007 год

   29-й по счету Дакар стартует второй раз из португальской столицы Лиссабона. Далее участники попадают в Испанию, откуда через Гибралтарский пролив на пароме переправляются на африканский континент. Там – главные испытания. По пескам Марокко, Мавритании и Мали они добираются до столицы Сенегала. Общая дистанция ралли – 8696 км, из которых 5010 км приходятся на 14 спецучастков. Но из-за опасности нападения на участников террористов маршрут пришлось сократить до 7915 км.

На старт вышли 245 мотоциклистов, 185 легковых автомобилей и 85 грузовиков.

2008 год

   «Дакара» не будет! Эта новость облетела весь мир. За несколько дней до Нового Года в Мавритании активизировались боевики из сети Аль-Каида. В итоге, «по рекомендации» правительства Франции организаторы пошли на этот шаг. Команда «КАМАЗ – Мастер» потеряла из-за срыва ралли 800 тысяч евро, экипировка и работа над машинами обошлась ещё в миллион. Моральный ущерб и потеря доверия спонсоров и вовсе неоценимы.

2009 год

   Организаторы «Дакара» решили перенести его из песков Африки в земли Южной Америки. В 2009 году ралли проходит по территории Аргентины и Чили. Запомнилась итальянка Камелия Липароти, боровшаяся за победу в классе квадроциклов. Ей пришлось пересекать финишную черту интересным способом: её нерабочий квадр дотолкали босоногие дети, одетые в свитера аргентинской футбольной команды.

2010 год

   В зачёте мотоциклистов Сирил Депре обошёлся без сюрпризов, отпраздновав на финише уверенную победу. А лучшим квадроциклистом стал Маркос Патронелли, который на два часа опередил собственного брата Алехандро – сработал семейный подряд.

2011 год

  «Дакар-2011» прошел по Аргентине-Чили. Принимают участие 430 участников из 51 страны мира, из которых 183 мотоцикла.
 

Чёрный «шлейф» Дакара
 

   Не секрет, что на Дакаре гибнут не только гонщики, но технический персонал, местные жители и журналисты. Проблем добавляют и местные криминальные группировки – В 1999 году дошло до того, что группа вооруженных людей в Мавритании ограбила 50 участников гонки, забрав весь бензин и деньги. Также был случай в 1989 году, когда один простой житель погиб от пули радикала в Западной Африке, в стране без правительства и границ.
   Вспомним о самых известных происшествиях и трагедиях «Дакара». В целом, за всю историю пустынного марафона погибли 50 человек, в том числе – 24 спортсмена. Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли-рейда неуклонно увеличивается.

• В 1981 году три итальянских журналиста погибли в нескольких километрах от Ин-Салах.

 • Самое же резонансное из всех происшествий случилось в 1982 году. Сын тогдашнего премьер-министра Англии, Маргарет Тэтчер, Марк пропал с маршрута вместе со штурманом и механиком. Они отстали от колонны и потерялись, через три дня их объявили пропавшими без вести. В ходе самой крупной по своим масштабам (за всю историю гонки) поисковой операции, на шестой день их Peugeot 504 заметили с самолета на расстоянии более, чем пятьдесят километров в стороне от маршрута ралли. Тогда никто не пострадал, но было немало и печальных исходов: во время той же гонки погибли голландский мотогонщик и французская журналистка.

• 1983 год. Впервые гонка пересекла пустыню Тенере, где, попав в песчаную бурю, потерялись 40 участников. Вертолёт Тьерри Сабина повреждён, а медицинский – не может взлететь. Мотогонщик Жан-Ноэль Пино погибает.

• 14 января 1986 года в вертолётной катастрофе во время песчаной бури погибли основатель ралли Тьерри Сабин и ещё четыре человека, в том числе эстрадный певец Даниэль Балавуан, пилот вертолета Франсуа-Ксавье Банью, журналистка Натали Одент и Жан-Поль Лефо, который был радиоинженером французского радио RTL.

• Самым «чёрным» стал Дакар 1988 года: на нем оборвалась жизнь шести человек. Из них трое были гонщиками, в том числе – известный мотогонщик из команды BMW Жан-Клод Югар. Команда DAF заявила о прекращении своего участия, поскольку в аварии их грузовика погиб пилот. Среди местных жителей тоже были потери: погибла 10-ти летняя малийская девочка, которая была сбита гонщиком, в то время как она пересекала дорогу. А машиной съёмочной команды в последний день гонки были сбиты мать и дочь в Мавритании. Гонщики же одной из команд были обвинены в возникновении пожара, который вызвал панику, и погибли ещё три человека. Произошло это в поезде, курсировавшим между Дакаром и Бамако.

• В 1989 году африканские бандиты-туареги расстреляли на «Дакаре» Citroen, в котором ехал француз Шарль Кабанн. Он погиб.

• 1991 год. Шальной пулей убит водитель одной из техничек на участке Тилиа-Гао. Кстати, впервые на старте «Дакара» появился мотоцикл марки Harley-Davidson.

• В 1992 году на этапе между Франсвилем и Пуен-Нуаром погиб мотогонщик Жиль Лэлэй.

• «Дакар-1996» был проведен на фоне траура: 3-го января один из грузовиков техпомощи Citroen под управлением Лорана Геже подорвался на мине на юге Марокко.

• «Дакар-1999». На пятом этапе вооруженные бандиты ограбили экипаж Стефана Пиеха, племянника хозяина группы Audi-Volkswagen. А в 52 км от Тишита в бандитскую засаду попали 1 мотоцикл, 3 квадроцикла, 12 машин и 7 грузовиков. Отобрав у гонщиков и журналистов документы и деньги, грабители скрылись на четырех «трофейных» внедорожниках (два – оргкомитета и два – прессы) и трех грузовиках, прихватив с собой мотоцикл и слив горючее из других машин.

• На «Дакаре» 2001 года джип сопровождения, в котором ехал португалец Жозе Эдуарду Рибейру, наехал на мину. Ему оторвало ногу. Это было на границе Марокко и Мавритании.

• 11 января 2003 года на скоростном этапе в Ливии Toyota, в которой ехали пилот Даниэль Небо и штурман (дебютант гонки, француз Бруно Кови), на полном ходу улетела с дюны. От удара штурман вылетел из машины и, получив множественные травмы головы и позвоночника, скончался. Сам же Даниэль Небо не получил ни царапины. А за два дня до этого другой автогонщик – Кенжиро Шинозука – попал в серьезнейшую аварию и только через несколько дней вышел из комы. ЧП случилось из-за того, что пилот не рассчитал скорость, и машина врезалась в бархан, несколько раз перевернулась в воздухе и рухнула в песок...

• На 7-м и 11-м этапах «Дакара» в 2005-м году погибли два мотоциклиста – испанец Хосе-Мануэль Перес и итальянец Фабрицио Меони, дважды побеждавший в ралли. А 13 января недалеко от Дакара двое членов команды бельгийского гонщика Рене Делаби попали под колеса грузовика. 13 января 2005 года пятилетняя сенегальская девочка была раздавлена колесами грузовика службы техподдержки.

• 9 января 2006 года 41-летний австралийский мотоциклист команды KTM, Энди Калдекотт погиб в результате травмы шеи, полученной на 9-м этапе, в нескольких километрах от места, где годом ранее погиб Меони. На 13-м этапе экипаж латвийских автогонщиков Мариса Сауканса и Андриса Дамбиса сбил 10-летнего мальчика, который умер от полученных травм по дороге в больницу.

• «Дакар-2007»: на 14-м этапе не выдержало сердце 42-летнего мотогонщика, француза Эрика Абижу. В этой же гонке, на четвёртом этапе, проходившем в Марокко, насмерть разбился южноафриканский мотогонщик Элмер Саймонс. А Марк Кома, уверенно шедший к своей второй подряд победе на этом марафоне, в результате падения с мотоцикла разбил голову, но сознания не потерял, и был тут же эвакуирован медицинским вертолетом.

• 7 января 2009 года было найдено тело 49-летнего мотоциклиста Паскаля Тьерри из Франции, которое лежало на отдаленной части второго этапа между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин. Он считался пропавшим без вести в течение трёх дней.

• В ходе ралли-марафона «Дакар-2010» 2 января, на первом же этапе, внедорожник под управлением немецкого пилота Мирко Шультиса и штурмана, чеха Ульриха Леарди, вылетел с трассы и врезался в толпу зрителей. От полученных травм скончалась 28-летняя женщина.

• 13 января 2011 на въезде в поселок Тиногаста произошло столкновение между аргентинским участником под номером 410 (Эдуардо Амор) и местным водителем небольшого грузового автомобиля. Раненый водитель, 42-летний Марсело Реалес был доставлен в госпиталь, но спасти его не удалось.

• 1 января 2012 года на трассе ралли «Дакар» погиб аргентинский мотоциклист Хорхе Боеро. А 5 января над местом проведения гонки упал самолет, вследствие чего погибло два человека, находившиеся в нём – отец и сын.
 

 

В подготовке материала использована информация из интернета,
в том числе из wikipedia.org.

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры