Рубрика:

История

 Журнал: 12 (2012)

Испанская легенда




 

Испанская легенда
 

   История этой достаточно известной и популярной не только в Испании марки началась 17 мая 1958 года, когда на заседании совета директоров крупной мотоциклетной компании «Montesa» решено было свернуть гоночную программу. Одним из тех, кто всячески противился такому решению, стал Франсиско Ксавьер Бульто (Francisco Xavier Bulto) – конструктор и бывший гонщик, один из основателей компании и её бессменный технический директор. Несмотря на то, что он сотрудничал с Педро Перманьером (Pedro Permanyer) ещё с 1944 года по созданию байков Montesa, когда Перманьер и другие организаторы решили выйти из гонки, у Bulto не было другого выбора, как в знак протеста объявить, что он принял решение оставить компанию. Однако сворачиванием этой программы остались недовольны также и другие работники компании: инженеры, рабочие и гонщики «Монтесы». Собравшись вместе, они предложили Франсиско организовать собственную фирму, с тем, чтобы бывшие сотрудники перешли к нему и продолжили работать над любимым делом. Бульто согласился, и уже в июне 1958 года он основал самую известную мотокомпанию в Испании, которой дал свое имя «Bultaco». Изначально предприятие находилось в небольшом доме, в деревне Adrian De Besos в предместьях Барселоны, где и началась работа над новым проектом дорожного мотоцикла.

F. X. Bulto и сеньора Bulto на прототипе Matador MK1.

   В начале 1959 года первая машина новой марки Bultaco Tralla 101 вышла на рынок. Это был лёгкий мотоцикл со 125-кубовым двухтактным двигателем мощностью 12 л.с., четырёхступенчатой коробкой передач в блоке с двигателем, лёгкой трубчатой рамой, большим бензобаком и удобным двухместным седлом. Имея массу 90 кг, он легко разгонялся до скорости 115 км/ч – выдающийся для лёгкого мотоцикла тех лет показатель. Следом, в 1960 году дебютировал мотоцикл «Tralla 155», отличавшийся от варианта «101» двигателем увеличенного до 153 см3 рабочего объёма, развивавшим мощность 11,6 л.с. Для этой машины были характерны поднятый вверх глушитель и шины с развитыми грунтозацепами.
   В 1961 году компания начала производство серийного гоночного мотоцикла – модели «TSS» – Tralla Super Sport. Хотя машина создавалась на основе дорожной версии «Tralla 101» – с одноцилиндровым двухтактным 125-кубовым двигателем той же размерности, двигатель был форсирован до 20 л.с., что дало свои результаты: байк вскоре зарекомендовал себя, как один из лучших мотоциклов для гонщиков-индивидуалов. В том же 1961 году на этой модели были выиграны национальные чемпионаты Испании, Аргентины и Уругвая. В следующем году компания начала производство 200-кубового варианта машины, с успехом выступавшего в классе 250 см3. Для завоевания новых рынков и прощупывания «почвы» Франсиско отправился в Америку, где увидел огромный потенциал для продажи внедорожных мотоциклов.

   Внедорожный вариант модели «Tralla 101» появился в 1962 году под названием Campera 125. Дорожная версия под названием Metralla получила новый 200-кубовый двигатель мощностью 20 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 135 км/ч. В том же году компания «Bultaco» вышла на рынок США, где в середине 60-х она реализовывала треть объёма своей продукции!

  Серия кроссовых мотоциклов под обозначением «Sherpa S» дебютировала в 1960 году. На этих машинах стояли унифицированные двухтактные м оторы рабочим объёмом 125, 175 и 200 см3, максимальной мощностью 22, 26 и 29 л.с. соответственно. В 1962 году команда гонщиков во главе с племянником Puig Bulto поехали в Америку на соревнования в ISDT (International Six Days Enduro). Они вернулись домой с двумя золотыми медалями, а в следующем году Bultaco стала участником престижного соревнования Scotch Six Days Trial. Там же было завязано знакомство с известным британским спортсменом Сэмми Миллером (Sammy Miller), который выступал на мотоцикле Ariel GOV 132. Миллер тогда выиграл гонку, но он оказался достаточно проницательным, чтобы увидеть неплохие перспективы Bultaco. Ему понравился и мотоцикл, и подход к производству техники. Так что, когда компания «Ariel» в конце 1964 года объявила, что прекращает свое участие в соревнованиях, Миллер отправился в Испанию, где и провел 12 дней, наблюдая за разработкой первой модели Sherpa. В итоге он подписал контракт с Bultaco. При таком сотрудничестве был создан специальный мотоцикл для триала – Sherpa Т с 250-кубовым двухтактным двигателем мощностью 18 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач. В 1965 году Сэмми на этой машине выиграл знаменитую шотландскую шестидневку (первая победа в этом соревновании для неанглийского мотоцикла и для двухтактного мотора!) и чемпионат Великобритании по триалу. А в 1968 году Миллер на усовершенствованном варианте «Шерпы» с пятиступенчатой коробкой передач выиграл чемпионат Европы.

   В 1965 году гамму дополнила 250-кубовая 36-сильная кроссовая модель Pursang. В том же 1965 году компания полностью обновила свои серийные гоночные мотоциклы модели «TSS». Новые версии получили двухтактные двигатели с жидкостным охлаждением (125 см3 – 29 л.с., 250 см3 – 38,8 л.с.), шестиступенчатые (!) коробки передач, жёсткие дуплексные трубчатые рамы.
   Но в том же 1965 году произошла трагедия, которая почти заставила Francisco Bulto уйти из мира гонок: на мотоцикле, выпущенном его фирмой, во время гонки на Tourist Trophy на острове Мэн разбился и погиб талантливый гонщик Ramon Torres, которому было всего 22 года. И только поддержка сотрудников компании и ответственность перед другими гонщиками и покупателями остановили уход Франсиско...

   В 1966 году дебютировал лёгкий дорожный мотоцикл «Junior», который оснащался 75-кубовым двухтактным двигателем мощностью 7 л.с. в блоке с четырёхступенчатой коробкой передач. При массе 72 кг он разгонялся до скорости 85 км/ч! Через год серию дополнили 100-кубовый и 125-кубовый варианты, а в 1968 году на основе этих машин сделали мотоцикл двойного назначения «Lobito», который сразу же завоевал популярность на испанском рынке.
   Звездой экспортной гаммы в 1966 году стал мотоцикл двойного назначения «Matador», 250-кубовый двигатель которого, развивавший мощность 18 л.с., находился в явном родстве с силовым агрегатом «Sherpa Т». Его форсированный до 27 л.с. вариант, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач, в 1967 году установили в ходовую часть дорожно-спортивной версии «Metralla МК II». Для этого мотоцикла выпускался специальный набор, позволявший переоборудовать его в гоночную машину, и вскоре мотоцикл, отличавшийся отличной управляемостью, стал доминировать в европейских гонках серийных дорожных мотоциклов. В 1967 году для компании наступил звёздный час: на финише серийных ТТ все три первых места заняли 3 мотоцикла «Metralla», представленные в классе 250 см3.

   Логичным дополнением производственной программы в 1967 году стал кроссовый мотоцикл «Bandido» с двигателем рабочим объёмом 360 см3 и мощностью 43,5 л.с. В 1969 году для испанского рынка началось производство мокика «49GT» с 50-кубовым двигателем мощностью 2,5 л.с.
   Европейский дебют в начале 70-х годов серийных гоночных мотоциклов Yamaha серьёзно поколебал позиции испанской фирмы в шоссейно-кольцевых гонках, и в 1973 году она свернула производство серии «TSS». Зато в триале в то время не было мотоциклов лучше, чем «Bultaco Sherpa»! С 1974 по 1979 годы все титулы чемпиона мира по триалу выиграны на этих мотоциклах. Серийные варианты чемпионских мотоциклов оснащались широкой гаммой моторов – 75,125,175, 250 и 326 см3. На основе «Шерпы» появились несколько серий мотоциклов двойного назначения: новый «Lobito» (1971 г. –125 и 175 см3), «Alpina» (1972 г. –125, 175, 250 и даже 350 см3), «Chispa» (1974 г. – 50 см3).

   Возвращение компании на шоссейно-кольцевые трассы состоялось в середине 70-х благодаря соглашению, подписанному между Bultaco, испанской национальной федерацией мотоспорта и двумя голландскими конструкторами – Яном Тилем (Jan Thiel) и Мартином Мийваартом (Martin Mijwaart). Этот контракт должен был обеспечить лучшего гонщика страны, Анхеля Ньето (Angel Nieto) конкурентоспособным испанским мотоциклом и предусматривал постройку нескольких машин классов «50» и «125 сс».
   Изготовленные по проекту голландцев мотоциклы отличались горизонтальными двухтактными моторами (один цилиндр для «полтинника» и два – для 125-кубового варианта) с жидкостным охлаждением и дисковыми золотниками на впуске, а также рамами типа «монокок», сваренными из нержавеющей стали. 125-кубовый вариант оказался не столь удачен, а на 50-кубовой машине Ньето с лёгкостью выиграл чемпионаты мира 1976 и 1977 годов. Затем Ньето перешёл в итальянскую команду «Minarelli», а цвета испанской марки защищал испанец Рикардо Тормо (Ricardo Tormo), который стал чемпионом мира в классе 50 см3 в 1978 и 1981 годах.

   Между тем конструкция дорожных мотоциклов «Бультако» оставалась законсервированной на уровне 60-х годов. Единственной новинкой стал в 1979 году лёгкий мотоцикл «Streaker» с двухтактными моторами рабочим объёмом 75 или 120 см3, оригинальной дуплексной рамой, литыми колесами и дисковым тормозом переднего колеса. Но после смерти диктатора Франко в 1975 году Испания встала на путь демократизации, что с неизбежностью привело к открытию испанского рынка для импортных товаров. Местные мотоциклы не смогли составить конкуренцию качественным японским машинам. К тому же, на рынке США ограничения на чистоту выхлопа привели к резкому снижению импорта мотоциклов с двухтактными моторами.
   Падение сбыта вызвало сокращение производства и увольнение персонала, что привело к грандиозным стачкам, парализовавшим работу предприятия. 22 декабря 1979 года завод компании «Bultaco» был официально закрыт. Вскоре он возобновил работу, получив от правительства займ в 80 млн. песет, но уже без Франсиско Бульто. Bultaco ещё раз поразила мотомир, создав опытный мотоцикл Sherco с двигателем объёмом 250 см3. На этом лёгком мотоцикле Graham Jarvis выиграл шотландскую шестидневку. Окончательно же предприятие закрылось в 1983 году.

   Однако, многочисленные отголоски славы, завоёванной Bultaco за время её существования, приводят к очередной попытке возрождения – в 1997 году между наследниками основателя компании Bultaco и компанией Derbi подписывается соглашение, согласно которому к Derbi переходят права на марку «Bultaco». Осенью 1998 года компания продемонстрировала лёгкий мотоцикл двойного назначения Bultaco Lobito – в 1960-70-е годы под этим именем уже выступал один из популярнейших мотоциклов марки, совмещающий в себе ряд современных технологий с воплощаемыми в дизайне традициями прославленной марки. Bultaco Lobito оснащается пятидесятикубовым силовым агрегатом с жидкостным охлаждением и мощностью 8,5 «лошадок» при 9250 оборотах в минуту. Дуплексная рама сваривается из стальных труб и соединяется через рычажную систему, обеспечивающую прогрессивную характеристику подвески, с алюминиево-сплавным маятником.
   Весной 2001 года Derbi представила также прототип классического мотоцикла в ретро-стиле «Bultaco Matador», оснащённого 400-кубовым четырёхтактным двигателем итальянского производства.

   В 1998 году дебютировал ещё один проект – современный 250-кубовый триальный мотоцикл «Bultaco Sherco 2,5». Он был создан независимой группой энтузиастов, которая после подписания соглашения с Derbi сменила марку на «Sherco», и является «потомком» одного из лучших в 1970-х годах мотоциклов для триала – Bultaco Sherpa. Bultaco Sherco 2,5 оснащается одноцилиндровым двухсотпятидесятикубовым двухтактником с жидкостным охлаждением и никель-кремниевым покрытием цилиндра. Рама мотоцикла изготавливается из хром-молибденовой стали, а маятник задней подвески – из алюминиевого сплава.

   На ралли «Дакар-2011» года гонщик Игнасио Чивите (Ignacio Chivite) выступил на двухтактном Bultaco 1978 года выпуска. Увы, во время гонки у мотоцикла появились поломки, которые могли стоить гонщику жизни или здоровья. Несколько ночей подряд Игнасио чинил байк, но в итоге ему пришлось сойти с дистанции на шестом этапе. И не удивительно. Гонщик выступал в категории, где пилот может рассчитывать только на себя и нет поддержки целой команды механиков или хотя бы одного механика. Таким образом, Игнасио проводил по 18 часов в гонке, потом чинил мотоцикл, и может быть, ещё часок ему удавалось поспать. Кроме того, что техника не выдерживала суровых нагрузок, так ещё и организм работал на износ. Даже на современных мотоциклах далеко не все могут пройти весь маршрут ралли «Дакар», что уже говорить о гонщике на двухтактном мотоцикле 30-летней давности…

   В мире всё ещё существует множество клубов любителей, которые отдающих предпочтение марке «Bultaco». В 2008 году, в конце октября, в дождливый и ветреный день, более 1000 мотоциклистов собрались под Барселоной, чтобы отметить 50-летие любимой марки самых культовых мотоциклов Испании.
 

Текст: Лилия Чуйкова
При подготовке материалов были использованы источники:
www.motorcycleclassics.com
www.cemoto.tripod.com
www.elperiodicodelmotor.com

 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры