Рубрика:

Квадро- и гидроциклы

 Журнал: 9 (2012)

Квадроцикл : поговорим о доводке




 

Квадроцикл : поговорим о доводке

Из князи в грязи

   Вот и наступил в жизни счастливый момент – приобретение первого квадроцикла. Будь он новый или б/у – не важно. Мысль о том, что на, казалось бы, совершенную машину надо будет ещё что-то навешивать, улучшая её, пока даже не приходила в голову новоиспечённому владельцу. Это произойдёт несколько позже, когда изучив новинку и вдоволь погоняв на ней, владелец либо поговорит с опытным квадроциклистом, либо сам почувствует, что чего-то ему не хватает. Но что именно добавить? А самое главное – почему? Зачем каждая новая деталь или аксессуар нужен? В поисках ответа на эти вопросы можно пересмотреть кучу форумов, выслушать массу объяснений знакомых и не очень людей. Мы постараемся обобщить эту информацию в серии статей о тюнинге квадроцикла, независимо от марки и страны производителя.

   В первой статье речь пойдёт о тюнинге квадроцикла для покатушек по бездорожью с друзьями или самому, для охоты и рыбалки. Во второй статье речь пойдёт о подготовке квадроцикла к трофи-рейдам. Не любительским покатушкам по жёсткому бездорожью, а настоящим соревнованиям, например, таким как «Ukraine Trophy». В третьей части речь пойдёт о подготовке квадроцикла к ралли-рейдам и кантри-кроссу – таким, как «Баха» и «ATV Cross Country».
   Изначально попавший к вам квадроцикл может иметь некоторые опции из ниже перечисленных – их мог установить предыдущий хозяин или щедрый производитель (уже в базе). Поэтому, если у вас есть что-нибудь из вышеперечисленного, то толщина вашего кошелька уменьшится не столь значительно.

   Защита. Самое важное для квадроцикла – защитить его от сюрпризов бездорожья. Он хоть изначально и проектировался для него, но повредиться может прямо пропорционально активности водителя. Поэтому квадроцикл надо оборудовать защитами редукторов, двигателя, рамы и рычагов подвески. Лучше ставить алюминиевую защиту. Она позволяет использовать бОльшую толщину металла по сравнению со сталью, но при этом сильно экономит общий вес. А он с пилотом, оборудованием, вещами и топливом достигает полутонны и более – удары по защиту будут соответствующей силы. Во время поездки по достаточно густому лесу вы обязательно «встретитесь» передней частью с деревьями и крепким кустарником. И не тешьте себя уверенностью, что «Я достаточно хорошо езжу, чтобы не врезаться» или надеждой: «Я буду очень аккуратен!». Такая встреча состоится обязательно. И не раз. А заканчиваются они повреждением фар и пластика. Поэтому надо обязательно установить стальной бампер. Бампер – это не автомобильное красивое изделие, а, скорее, просто труба с закругленными краями. Почему стальной, а не алюминиевый? Сталь намного дешевле, и её будет не жаль поменять после повреждений. О бампере ещё поговорим ниже. Да, и помните о защите для рук, иначе ветки в лесу за полчаса, а может и быстрее, травмируют вам пальцы.

   Лебёдка. Поначалу кажется, что если не планируешь посещать сильное бездорожье, то она не нужна. Каждый новичок думает: «Я только прокачусь по посадке возле дачи, и домой». А в посадке может быть ямка с незаметной под листьями жижей на дне… И потом даже усилиями 3-х здоровых мужиков не вытянуть квадроцикл из такой «ловушки». Только трактор, возможно, доберётся… И приходится звонить другу-квадроциклисту (но с лебёдкой!), ожидать несколько часов его приезда и… пронаблюдать, как всего за 2 минуты работы его лебёдка извлекает ваш квадр из ловушки. А ведь, всё можно было упростить, поставив простую лебёдку спереди! Наверняка у друга, имеющего такой полезный девайс, есть и бампер, которым он во время этого «двухминутного» процесса упрётся в дерево… Это и правда удобно: и упор хороший, чтобы квадроцикл-буксир по земле не тянуло, и пластик с фарами всегда будет цел.
   Для того, чтобы лебёдка могла оказать вам и вашему квадру помощь, её необходимо выбирать из расчета: вес ТС х 1,5 = минимальное тяговое усилие лебедки, но, как показывает практика, лучше выбрать лебедку с запасом тягового усилия, то есть: вес ТС х 2. Существуют факторы, существенно повышающие сопротивление квадра к вытаскиванию. Это глубокая грязь, колея, уклон, бруствер и – изменение направления приложения тягового усилия лебедки относительно оси квадроцикла, то есть, чем больше в сторону от продольной оси квадра находится дерево или другая точка крепления троса, тем менее эффективно приглагается тяговое усилие к лебёдке. Также при выборе лебёдок следует учитывать сложность маршрута, тип шин и прочее.

   Шнорхель. Рано или поздно, но возникает необходимость переехать небольшое озерцо, речку или ручей. Кажется, что «там совсем неглубоко» и водное препятствие можно пройти ходом. Может быть, там и неглубоко, но поднимается волна, вокруг – фонтан брызг, как во время тропического ливня… Красота… Но брызг-то много, да и вздымаются они высоко… Вода попадает через воздушный фильтр в мотор – заметить не успеешь, как это произошло! А вот гидроудар заметен сразу, и сильно бъёт не только по мотору, но и по карману. Поэтому необходимо сразу установить шнорхели. Для воздушного фильтра и для охлаждения вариатора. Подойдут даже обычные пластиковые канализационные трубы. Вот только их установку доверьте профессионалам. Негерметичность установленных шнорхелей – это как их отсутствие. Наиболее часто встречающаяся ошибка установки, когда воздуховод шнорхеля попросту прикрепляют к штатному воздухозабору двигателя, считая, что на этом монтаж окончен. Дело в том, что система подачи воздуха по определению негерметична, в ней имеется клапан для стока воды (обычно забитый грязью и навечно открытый), к тому же, крышка корпуса воздушного фильтра зачастую прилегает неплотно и требует герметизации. Если удлиненный воздуховод проходит под крылом, его стоит сделать из гибкого материала, в противном случае он может лопнуть в процессе эксплуатации от механических или температурных нагрузок, а вы узнаете об этом, лишь когда заглохнете посередине реки. Подбирая трубы и патрубки под воздуховоды, обратите внимание на диаметр патрубка, идущего от воздушного фильтра к двигателю – именно на него и надо ориентироваться. Если установленные воздуховоды будут тоньше, нежели штатные, то на высоких оборотах прокачиваемого объема воздуха может оказаться недостаточно.

   Навигация. Поездка заканчивается, и пора возвращаться из глуши домой. Но домой – это куда именно? Не часто на бездорожье остаются обратные следы. А если добавить поездки по глуши в поисках красивых мест «взад-вперед и туда-сюда», то собственные обратные следы могут стать самым жестоким ребусом. В таком случае, на помощь придёт навигация, пусть даже самая простая. Главное, чтобы она была и работала – ведь глушь бывает и такая, где GSM покрытия может и не быть – не дозвонишься… Кстати, если нет прикуривателя в квадроцикле – установите его, чтобы было, откуда запитаться.

   Кофры и прочие полезные мелочи. Когда вы удаляетесь от дома далеко, то размер списка вещей, что понадобятся вам в пути, будет прямо пропорционален километражу. Это и питьевая вода, и еда, и набор инструмента. И медицинская аптечка, выезжать без которой вообще опасно. Получить травму на бездорожье, а особенно в лесу – дело простое. Не надел очки – получи веткой в глаз (не дай Бог, конечно)! А бинт или пластырь на деревьях не растут... Как и ремкомплект для ремонта пробитых колес. Его тоже надо обязательно брать с собой. И небольшую канистру с бензином. Ведь расстояние до АЗС может быть таким, что резерва в баке не хватит на возвращение, а хотя бы пятилитровая канистра и выручит, и места много не займет. Стоит помнить также о расходе топлива, который на квадроцикле напрямую зависит от поверхности «дороги», по который вы перемещаетесь. Чем мягче и жиже (рыхлее) поверхность – тем больше расход. И литр тосола не помешает. Вроде и немного перечислили, но куда всё спрятать? В рюкзак и на спину? Крайне неудобно и утомительно. В кофр! Кофры бываю разные. И не только по объёму и месту крепления на квадроцикле, но и по материалам. Оставьте свой выбор только за «правильным» пластиком, а не тканевыми сумками, пусть даже и с жёсткими бортовинами. Пластик не порвут ветки и кусты. Пластик не даст повредиться грузу. Пластик при необходимости послужит вам мини-столом. Во время ремонта в откинутую крышку удобно складывать детали, чтобы не потерять их на месте ремонта. Да и объём у пластиковых кофров побольше, чем у тканевых сумок.
   И ещё чуть-чуть… Охотники могут установить крепления для ружья и бензопилы. Но такие опции – уже по личному желанию. Хотя есть даже каркасы и дождевые чехлы на весь квадроцикл! Но это уже будет зависеть от ваших возможностей, и не являются необходимыми аксессуарами.

Любите технику и заботьтесь о ней, и она вас не подведет. Хороших вам поездок!
 

Текст и Фото: Сергей Семёнов
 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры