Рубрика:

Актуально

 Журнал: 5 (2011)

Мотошкола





 

Мотошкола

   От редакции: все мы радуемся весне, открытию нового мотосезона, возможности выехать на дорогу на застоявшемся за зиму в гараже двухколесном друге. И количество мотоциклистов у нас в стране растет с каждым днем! Но статистика неумолима: число ДТП с участием мототехники продолжает зашкаливать... В качестве одной из главных причин ДТП называется, конечно же, человеческий фактор. Многие из нас, покупая себе мотоцикл, совсем не задумываются о том, как правильно вести себя на дороге. Главное, что байк – это модно, стильно, красиво, на самом деле важным является иное.
   Получить права категории «А» в Украине довольно просто: краткое знакомство с правилами дорожного движения, несколько часов тренировочной езды – и ты полноправный участник дорожного движения! Но что же дальше? Что с практикой вождения мотоцикла? КАК управлять данным видом транспортного средства в условиях современного города? Хватает ли навыков у тех, кто приобрел мотоцикл, а если нет, то почему они не хотят учиться и тренироваться дальше?
   Нам удалось побеседовать с руководителем британского проекта по мотообразованию Progress Road Training – Николаем Выглазовым, который совместно с киевской мотошколой Safe Riding открыл курс Advance Riding в Украине.

Николай, на сегодняшний день ты мотоинструктор, руководитель собственного проекта по безопасному вождению, опытный мотопутешественник. А с чего все началось? И как давно ты переехал в Великобританию?

   В Лондон я переехал из Питера в 2000 году. Тогда я ездил на велосипеде, увлекался дайвингом, на мотоцикл сел только в 2005 году и понял: «Вот оно!». Я прошел базовый тренинг CBT и получил на 2 года сертификат DL 196. Сразу после этого я купил СВR125R и решил получить полноценные права категории «А»…

А когда ты решил, что хочешь стать мотоинструктором?

   К 2008 году я успел объездить практически всю Европу, совершить путешествие на мотоцикле из Англии в Россию, пройти тренинги BikeSafeLondon и Advanced Motorists, сменил два мотоцикла… И ощущал себя достаточно компетентным для того, чтобы попробовать себя в роли преподавателя. Тем более, что по образованию я педагог.
   Я прошел специальные курсы, сдал экзамен в Агентстве по стандартам вождения (один из самых сложных экзаменов в моей жизни) и получил право обучать начинающих мотоциклистов, а также мотоинструкторов для новичков. Параллельно я окончил курсы IAM, чтобы иметь возможность преподавать разработанную этим институтом систему Advance Riding. С тех пор я сотрудничаю с несколькими мотошколами в Великобритании и занимаюсь собственным проектом Progress Road Training (PRT). Ведь благодаря тому, что добился некоторого успеха в собственной практике, знаниях, опыте, я пришел к выводу, что надо делиться тем, что я знаю и умею, с новичками, которые хотят правильно и грамотно ездить на мотоцикле. Основав PRT, деятельность которого направлена на популяризацию продвинутого, ответственного подхода к вождению, я составил краткий теоретический курс «Базовые принципы Адванс Райдинга», который читаю всем желающим в течение двухдневного тренинга. Кроме того, летом, по мере возможности, провожу практические занятия, выезжаю с теми, кто хочет получить профессиональную оценку своему вождению, в город.

Почему именно в России и Украине ты решил реализовать свой проект?

   Я не понаслышке знал, насколько здесь низок уровень подготовки мотоциклистов, насколько система обучения вождению не отвечает современным требованиям. И когда мой племянник, который живет в Питере, решил, что хочет стать байкером, я всерьез задумался о том, как я могу помочь исправить положение с мотообразованием на постсоветском пространстве. А в Украине на наше предложение активно откликнулась компания Safe Riding из Киева, с которой мы и решили сотрудничать.

Как развивается ваш проект?

   Проект развивается, хотя и не такими быстрыми темпами как хотелось бы. К сожалению, приходится сталкиваться с нежеланием многих людей в России и Украине тратить время и деньги на свое образование, повышение водительской квалификации. Кому-то мешают увидеть реальную полезность системы Advance Riding определенные стереотипы, например такой: «умение классно ездить равно владению техниками экстремального вождения», или такой: «байкеры – это крутые ребята, бунтари, анархисты, для которых все разговоры о безопасном вождении – пустой звук». Сразу хочу сказать, что безопасное вождение не означает «скучное» и «медленное». За мной часто не могут угнаться многие из тех, кто считал себя опытными райдерами, но никогда не занимались по системе Advance Riding. При этом я не нарушаю правил дорожного движения! Благодаря тому, что я располагаю определенными знаниями и умею применять их на практике, этого и не нужно.

То есть, это обучение экстремальной езде?

   Что касается мифа про экстремальное вождение, то могу сказать следующее: уметь выходить из опасной ситуации – это, конечно, хорошо, но куда лучше уметь не попадать в подобные ситуации! Именно на этом принципе и основано обучение мотоциклистов в Великобритании. Именно этот принцип является краеугольным камнем Advance Riding’a. Я не пытаюсь сделать из байкеров паинек, я показываю им, как можно ездить максимально эффективно, используя дорожную ситуацию себе на пользу, без риска для себя и других, не теряя крутости и не наживая проблем. Кроме того, после прохождения тренинга вырабатывается плавная, то есть, без резких ускорений и торможений, манера езды, способствующая уменьшению износа двигателя и коробки передач мотоцикла, сокращению потребления многих расходных материалов (в первую очередь, тормозных колодок и шин).

Базовые тренинги, сертификаты… А как проходит обучение мотоциклистов в Великобритании?

   Начнем с того, что у нас не обязательно сдавать экзамен по вождению для того, чтобы управлять транспортным средством. При условии, что ты катаешься на нем только в пределах своего частного владения и/или не по дорогам общественного пользования (то есть в ничейных полях, лесах, горах).
   Если же есть желание водить мотоцикл по дорогам, то приобретаешь специальные ученические права – provisional license. Получить их очень просто: достаточно отправить по почте в Агентство по выдаче водительских удостоверений (DVLA) запрос и паспорт, а также уплатить Агентству сумму около 50 фунтов. Все, сидишь и ждешь бандероль с ученическими правами и паспортом. И нужно пройти базовый тренинг СиБиТи (CBT – Compulsory Basic Training), в который входит «площадка» и как минимум 2 часа вождения в городе. Если все пройдет успешно, то инструктор вручит тебе сертификат DL 196. Он действует 2 года и дает возможность управлять мотоциклом объемом не более 125 см3. Спереди и сзади на таком мотоцикле должна быть прикреплена буква L (начальная буква в слове learner – «ученик»). По истечении 2 лет срок действия DL 196 можно продлить еще на 2 года, вновь пройдя СBT, или подготовиться к сдаче серьезного экзамена на получение полноценных прав. Такую подготовку можно пройти в мотошколах.

   Конечно же, для того, чтобы пойти в мотошколу, 2 года ждать вовсе не обязательно. Обучение в мотошколе занимает 40 часов (5 полных рабочих дней – с утра и до вечера) и проходит исключительно на дорогах общего пользования. Экзамен состоит из 2 частей: «площадки» («фигурка», медленное маневрирование, плюс много дополнительных элементов, как например: выполнение экстренного торможения со скорости 50 км/ч, быстрый объезд препятствия на скорости 50 км/ч, парковка мотоцикла и прочее), а также заезда в городе (не менее 45 минут). Узнать о том, сдал ты или нет, можно только по окончании экзамена. Если все OK, то инструктор просто тебя поздравит, и ты сможешь попросить его оценить твое вождение. Тогда он расскажет о недочетах и порекомендует, на что обратить внимание. Если же экзамен провален, то тебе подробно расскажут, где и что ты сделал не так, объяснят, на что обратить внимание, и выдадут письменное заключение обо всех промахах. Через неделю этот экзамен можно попробовать пересдать.

   Заезд по дорогам общего пользования проводится не менее 45 минут, и результат тебе выдадут именно по окончании заезда. Почему экзамен проводится именно так? Инструктор понимает, что в начале испытания человек нервничает сильнее обычного, и поэтому может допускать ошибки (по правилам допускается сделать 4 мелких и 1 серьезную), но если потом он исправляется и едет «чисто», то ему вполне можно выдать права. Я, кстати, экзамен сдал только со второй попытки – в первый раз не выключил поворотник спустя долгое время после прохождения поворота. Это грубая ошибка.

Еще надо отметить, что у нас действует такое правило: на мотоцикле какой кубатуры ты экзамен сдавал, мотоцикл такой кубатуры (или ниже) ты и имеешь право водить. Если хочешь ездить на чем-то посерьезнее, надо будет вновь проходить экзамен на байке с соответствующим объемом двигателя. Но тут есть 2 нюанса. Первый: если на момент сдачи экзамена тебе было 21 год или больше, а ты учился и сдавал на 125-ке, то после прохождения экзамена ты получаешь права категории А2 и можешь управлять байком любой кубатуры, но мощностью не более 33 л.с. Через 2 года это ограничение будет снято автоматически – права категории А2 можно будет обменять на «полноценные» и ездить на чем угодно. Второй нюанс: если тебе исполнился 21 год, то начать обучение в мотошколе можно сразу на 400-ке.

Достиг ли ты за время работы над PRT результатов, которыми гордишься?

   Да. Главный из них – это то, что все, кого я обучил в прошлом году, а их 80 человек, за весь сезон ни разу не попали в аварию! Они стали объективнее оценивать свои возможности, свой уровень подготовки.

Какова стоимость базового курса у нас, в Украине? И по какому принципу проходит обучение безопасному вождению мотоцикла в Safe Riding?

   Принцип такой: обучение, как и мотоцикл, должно быть доступным. Занятия проводятся 7 дней в неделю, в удобное для мотоциклиста время и применяется гибкая система платежей. Базовый курс недорогой – его стоимость €125. Если в дальнейшем понадобится совершенствование каких-то навыков, то есть почасовая оплата занятий, а также есть расширенная программа обучения. Как уже говорилось, я провожу двухдневный курс «Базовые принципы Адванс Райдига», его стоимость €54…

   Спасибо за интересную информацию! Мы очень надеемся, что у тебя и Safe Riding все получится, и мотоциклистов, прошедших такой курс, станет больше, а аварий на дорогах – меньше.
   Да, мы тоже к этому стремимся. И даже готовы помочь читателям вашего журнала получить некоторые теоретические знания, введя постоянную рубрику «Мотошкола».
 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры