Рубрика:

Актуально

 Журнал: 6 (2011)

Что такое Advance Riding





 

Что такое Advance Riding

– Права получил?
– Получил!
– Ну, поздравляю с приобретением…


Из народного  творчества.

   Данный анекдот достаточно точно иллюстрирует ситуацию с получением прав в нашей стране. Иногда за руль садятся те, у кого есть деньги, но нет элементарных понятий о том, как вести себя на дороге. Из-за таких водителей очень часто случаются ДТП, в которых страдают другие. С другой стороны, даже в автошколах, преподавая правила дорожного движения, инструкторы акцентируют очень мало внимания на реальных ситуациях, с которыми будущему водителю предстоит встретиться на дорогах. Таким образом, «натаскивая» ученика исключительно на сдачу экзамена, во многих автошколах упускают аспект БЕЗОПАСНОСТИ дорожного движения, что гораздо важнее, чем доскональное знание ПДД.

   Ведь какой толк от ПДД, если, к примеру, их не знают коровы, внезапно вышедшие на проезжую часть в темное время суток? Или же ребенок, мячик которого покатился на дорогу и он ринулся его догонять?.. Готовность к подобным ситуациям приходит ко многим только спустя долгое время, проведенное за рулём. А некоторые водители даже спустя годы езды не могут научиться избегать опасных ситуаций. Если вы считаете, что не относитесь к таким водителям, то вспомните, сколько раз за последний год вам приходилось резко оттормаживаться или резко перестраиваться для того, чтобы избежать аварии. Если только один раз – то, возможно, это случайность. А если больше – то уже закономерность, и относить себя к опытным водителям не стоит.
   В прошлом номере нашего журнала мы опубликовали интервью с руководителем британского проекта по мотообразованию Progress Road Training – Николаем Выглазовым, который совместно с киевской мотошколой Safe Riding проводит в Киеве тренинги по Адванс Райдингу (Advance Riding). А уже в начале мая нам удалось посетить данный тренинг и самим ознакомиться с принципами и методиками обучения мотоциклистов в Британии.
   Согласно статистике, среди всех транспортных средств в Британии всего 3% мотоциклов. Но на их долю припадает 18% всех ДТП. Это огромный показатель, и в Британии с этим борются путем введения более продвинутых курсов обучения мотоциклистов всех уровней (о них подробно писалось в интервью), а также постоянно ужесточающихся правил сдачи экзаменов по вождению. Для сравнения: у нас для получения прав категории «А» достаточно проехать «змеечку» и «восьмерку», а езда по городу даже не является обязательной. По словам Николая Выглазова, базовый тренинг СиБиТи (CBT – Compulsory Basic Training), который необходимо пройти в Британии для подтверждения прав на управление мотоциклом или скутером объемом до 125 см3, намного объёмнее, и даёт мотоциклистам более высокий уровень подготовки. Это подтверждается тем фактом, что после введения тренинга CBT, аварийность среди начинающих мотоциклистов уже за первый год снизилась на 50%. В Британии давно существует Институт Продвинутых Водителей – IAM (Institute of Advanced Motorists), в котором разработали систему вождения Advance Riding, а применение этой системы на практике даёт возможность снизить вероятность попадания в ДТП.
   Курс, который читает Николай, специально адаптирован для наших водителей, является базовым курсом по «Адванс Райдингу». Этот курс, конечно, не может дать тот же объем знаний, который водитель получает после прохождения полного курса (3,5 месяца), но он является хорошей основой и дает водителю возможность развиваться дальше и улучшать навыки вождения самостоятельно.

   Что же предлагает данный тренинг? Прежде всего – возможность ознакомиться с системой вождения и узнать, что такое «план вождения». Выезжая из дома, каждый из нас знает, по какой дороге он поедет. Думает над тем, где он свернет, и какой участок дороги он объедет из-за того, что там часто бывают заторы, где припаркуется, приехав на работу. Это и есть «план вождения», но только «в миниатюре». Более продвинутый водитель (Advance Rider) должен постоянно составлять для себя расширенный план вождения, который будет включать в себя ответы на следующие вопросы: какие опасности он может видеть на дороге, а какие – не может, и что можно предположить, что может произойти. Использование плана вождения позволяет водителю оказаться в правильном месте, на правильной скорости, с правильно выбранной передачей, до того как опасность может возникнуть, чтобы обойти ее максимально безопасно, плавно и эффективно. Исходя из опыта, мы знаем, что многие мотоциклисты недостаточно подготовлены к опасностям и не имеют ни основного, ни запасного плана того, как справляться с ними. Этим страдают даже те мотоциклисты, которые искусно управляют своим байком. Плохая или недостаточная подготовленность к опасностям – всё равно, что мина замедленного действия.
   Двигаясь по дороге, многие водители концентрируют свой взгляд исключительно на машине, едущей впереди него. Это в корне неправильный подход, так как он не обеспечивает восприятия водителей всей картины, происходящей на дороге. Продвинутый водитель должен постоянно сканировать ситуацию на дороге далеко впереди себя, чтобы знать, что его ожидает. Также важно знать характерные моменты, встречающиеся на дороге. Например, если далеко впереди водитель увидел тянучку в третьей полосе – возможно, там произошла авария, и ему надо заранее перестроиться во вторую или даже первую полосу движения, для того, чтобы объехать это место наиболее безопасно и без резких манёвров. Последнее – тоже очень важно.
   Многие водители жалуются, что не замечают мотоциклистов. Отчасти это происходит из-за того, что мотоциклисты маневрируют очень резко и, также резко перестраиваются из полосы в полосу. При этом, они (мотоциклисты) забывают, что важным аспектом собственной безопасности является видимость мотоцикла и распознавание намерений его водителя другими участниками дорожного движения. Об этом мы еще расскажем, а пока перейдем к тому, что такое система вождения.

   В институте IAM преподают систему вождения IPSGA (Information – Информация, Position – Позиция, Speed – Скорость, Gear – Передача, Acceleration – Ускорение). Итак, секрет вытащили из мешка. Но знать аббревиатуру и то, как она расшифровывается, ещё не достаточно. Нужно применять IPSGA постоянно, добиваясь того, чтобы она работала на подсознательном уровне. Как мы видим, система состоит из пяти пунктов. Первый, и, пожалуй, самый важный – это Информация. Ведь перед любым движением с вашей стороны необходимо знать, что происходит впереди, по сторонам и сзади от вас. Ваша Позиция на дороге в большей мере определяет то, насколько вы видимы на дороге и насколько безопасно вы проедете ту или иную потенциальную угрозу. Правильный выбор Скорости позволит вам без позднего или даже экстренного торможения объехать угрозу. При выборе скорости следует учитывать ряд факторов: видимость дороги, качество асфальта, по которому вы едете, угол поворота и требуемый для его прохождения наклон мотоцикла, видимые и невидимые угрозы (например, те, которые могут скрываться за поворотом или стоящими на краю дороги машинами, сооружениями), и многое другое. От выбора Передачи зависит то, насколько резко, в случае необходимости, вы сможете ускориться от возникшей угрозы. Рекомендуется, чтобы при движении двигатель всегда находился в зоне максимального крутящего момента. Но езда в зоне максимального крутящего момента требует освоения еще одного навыка. Дело в том, что при правильно выбранной передаче, закрытие газа приводит к торможению двигателем, и в зависимости от типа мотоцикла такое замедление может быть очень эффективным. Поэтому, в момент закрытия газа полезно несколько раз мигнуть стоп-сигналом. Тогда водитель автомобиля, едущего сзади, будет предупрежден, его внимание обострится, и он начнет тормозить пораньше. И последний пункт – Ускорение. Это процесс проезда самой опасности, с учетом всех аспектов на дороге, выявленных ранее, и непосредственно ускорение исключительно ОТ угрозы и никак иначе. Например, никогда не стоит ускоряться, подъезжая к перекрестку, если на нем стоит машина, которая может повернуть в вашу сторону или пересечь траекторию вашего движения. Даже если вы думаете, что её водитель вас видит и пропускает. Не стоит этого делать и в том случае, если вы не видите, что происходит на прилегающих дорогах.

   Еще одним фактором, отличающим продвинутого водителя от простого, является применение оборонительного вождения. Например, одним из пунктов его применения является использование доминирующего положения в полосе. В зависимости от полосы движения и ситуации на дороге оно различается, но базовым правилом для его выбора является собственная безопасность. Например, будучи на мотоциле/скутере/мопеде, способном развивать разрешённую в городе скорость, ехать в крайней правой трети первой полосы (по ПДД данное место предназначено для велосипедистов) – небезопасно, так как каждая обгоняющая вас машина может прижать вас к обочине или подрезать, поворачивая на перекрестке или сворачивая во двор. Правильно будет ехать в левой трети первой полосы, придерживаясь центра полосы. Тогда машины уже не захотят обгонять вас слева, а будут разделять с вами один и тоже кусок асфальта. Также вас будет лучше видно водителям соседней, второй полосы. Для движения во второй полосе доминирующим положением будет центр полосы. А для третьей – чуть правее центра.
   Не менее важно всегда надевать защитную экипировку и визуальные средства защиты, делающие вас более заметным на дороге. Если с защитной экипировкой все должно быть понятно – чем её больше, тем лучше, то к визуальным средствам защиты наши мотоциклисты еще не привыкли или не знают, что это такое. Если у вас яркая цветная экипировка, то она сама по себе является средством визуальной защиты. Но если она черная, серая, или просто тусклая – то стоит задуматься над тем, как можно выделить себя на дороге. Надо сказать, что в слишком пёстрой одежде / шлеме, вы можете сливаться с окружающим фоном и так же остаться незамеченными. Поэтому, наиболее простым способом является одевание поверх защитной экипировки яркой желтой, оранжевой или салатовой мотожилетки со светоотражающими вставками. Их бывает много видов – от самой простой за 50-70 гривен, до стильной и практичной с внешними и внутренними карманами и протектором спины ($60-$150).

   Если применять все это совместно с планированием и системой IPSGA, то ваша безопасность на дороге значительно повысится. Ну и не забываем о дальнейшем самообразовании! Кроме таких курсов, одним из наилучших способов обучения безопасной езде на сегодня является издаваемое институтом IAM пособие How to be a better rider из серии Advanced Motorcycling. Правда оно издается исключительно на английском языке. Но в интернете доступно множество других книг, в том числе на русском языке. Помните: каждая прочитанная вами книга позволит еще больше усовершенствовать мастерство вашего вождения.

 

Текст: Владислав Софонов

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры