Рубрика:

Актуально

 Журнал: 10 (2010)

Что делать, если......




 

 

 
Что делать, если...

   Продолжая серию советов о том, как правильно вести себя на ДТП, рассмотрим несколько нестандартных ситуаций, в которые может попасть на дороге каждый.

ДТП, при котором не было касания транспортных средств.

   Представьте – вы едете на мотоцикле, когда неожиданно в вас перестраивается рядом идущая машина. Вы жмете на тормоза и падаете, а водитель авто, возможно, даже не подозревая, что стал причиной аварии, успешно удаляется.
   Ситуация характерна тем, что если произошла, доказать свою невиновность практически невозможно. Вердикт ГАИ тут однозначен – «не справился с управлением», и для того, чтобы его оспорить, нужно хорошо постараться. Большой плюс, если удалось запомнить номер машины, ну и считайте, что вам фантастически повезло, если на месте ДТП оказались свидетели. (Как работать со свидетелями – описывалось в прошлых выпусках).
   Теперь представим наихудший вариант, когда нет ни номера, ни свидетелей, а только ваше понимание ситуации против версий ГАИ, которые никак не настроены искать «мифический» автомобиль и будут стараться закрыть дело стандартным «не справился с управлением». Ваши шансы на успех зависят от того, насколько грамотно вы сумеете преподнести ситуацию в объяснительной записке. Она должна иметь примерно такое содержание:

«Я, ФИО, ехал со скоростью в переделах ПДД в направлении.. (куда). Вдруг внезапно в меня перестроился автомобиль (модель, цвет, все остальные опознавательные знаки, которые удалось запомнить). Видя, что столкновения не избежать, я, чтобы сохранить свою жизнь и жизни пассажиров граждан в автомобиле, принял решение положить мотоцикл. Путем данного маневра я сохранил свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье пассажиров автомобиля. Несознательный водитель автомобиля, который выполнил маневр, не убедившись в его безопасности, скрылся с места ДТП».
   Когда вы используете данную формулировку, вы автоматически попадаете под действие нескольких статей, регулирующих поведение водителей в чрезвычайных ситуациях, а именно:

п. 2.14 ПДД, в котором указано, что водитель имеет право «игнорировать требования законодательства в условиях действия непреодолимой силы или, если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан».

ст. 16 Закона Украины «Про дорожное движение», в котором говорится, что водитель имеет право отступать от требований раздела Закона в условиях действия непреодолимой силы или, если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.

Также в вашу пользу в данной ситуации говорит ст. 18 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП):

   «Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, которые устанавливают ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть – для устранения опасности, что угрожает государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Согласитесь, при такой формулировке обвинить вас в неумелом управлении будет уже сложно, что значительно повышает ваши шансы на успех.

Пешеходы.

   По данным «МотоХелпа» в этом году только в Киеве и киевской области произошло 11 наездов на пешеходов, почти все аварии произошли в неположенных для пешеходного перехода местах.

Существует несколько особенностей ДТП с мотоциклистом и пешеходом:

 • пешеходы мотоциклистов опасаются меньше, чем машин. Возможно, это происходит потому, что: во-первых, достаточно сложно рассчитать скорость байка, а во-вторых, мотоцикл имеет меньшие габариты, и, как следствие, возникает иллюзия, что разминуться на дороге с ним намного проще. В любом случае, из-за сниженного чувства опасности находится немало желающих перебежать (или даже не спеша перейти) дорогу перед мотоциклом.
 • опасность травматизма для участников одинакова. Если в аварии с авто страдает только незащищенный пешеход, в мото ДТП опасность для жизни и здоровья одинакова для обоих. Известен случай, когда пьяный пешеход отделался переломом голени, а мотоциклист две недели провел в реанимации и перенес несколько тяжелых операций. Вывод – мотоциклист должен опасаться нарушителей-пешеходов не меньше, чем недобросовестных водителей.
   Особенности законодательства в Украине (да и по всему СНГ) делают пешеходов «священной коровой» на дорогах. А это означает, что пешеход может быть нетрезвым, бродить посреди оживленной трассы, бросаться под колеса, и все равно в случае наезда следователь, суд и ГАИ встанут на его сторону. Сражаться с этим сложно, так как эта ситуация обусловлена несовершенством украинского законодательства, но все же сдаваться не стоит.
   Ситуация, когда не прав пилот, мы рассматривать не будем, так как тут все ясно: если не прав – возмещай ущерб. Оставайтесь человеком в такой ситуации: окажите первую помощь, вызовите скорую и ГАИ, постарайтесь максимально помочь пострадавшему (если, конечно, вам самому не требуется медицинская помощь).

Рассмотрим ситуацию, при которой пешеход не прав.

   Итак, представим, что дорогу в неположенном месте, в условиях недостаточной видимости, перебегал нетрезвый пешеход, с которым вам не удалось разминуться. В данном случае, он нарушил правила, что и привело к ДТП. (За этот сезон уже зафиксировано 11 подобных случаев).
   Статья 1187 Гражданского Кодекса определяет деятельность, связанную с использование транспортного средства, как источник повышенной опасности.
   Та же ст. 1187 ГК устанавливает, что лицо, которое осуществляет деятельность, являющуюся источником повышенной опасности, отвечает за причиненный вред, если оно не докажет, что ущерб был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего.

Из чего следует, что вам необходимо собрать максимум доказательств в свою пользу.

   При составлении объяснительной необходимо учесть п. 4 ПДД, согласно которому пешеход обязан: не создавать препятствий для дорожного движения, выделить себя на проезжей части в темное время суток в условиях недостаточной видимости; при отсутствии перехода пересекать дорогу в местах, где ее хорошо видно в обе стороны и нет опасности.
   Этот же пункт запрещает пешеходу внезапно выбегать на проезжую часть или переходить ее вне перехода, если есть разделительная полоса и четыре и более полосы движения в обоих направлениях, или заграждения.
   Постарайтесь максимально подробно составить объяснительную, указав все пункты правил, которые нарушил пешеход. Не забываем, что если информация не попала в документы, по умолчанию она соответствовала закону. Итак, текст должен быть примерно таким:

«Я, ФИО, ехал в направлении (куда) в пределах правил. Внезапно, прямо передо мной на дорогу выбежал человек (ФИО). Я сделал все, чтобы избежать столкновения путем торможения, но из-за грубого нарушения правил пешеходом, избежать столкновения технически было невозможно. Прошу учесть, что на месте ДТП пешеходом были нарушены следующие правила ПДД… (перечислить)».
   Парадоксально, но благодаря нашему уникальному законодательству, даже в случае, если пешеход неправ и водитель сам пострадал из-за халатности пешехода, он обязан возместить ущерб. Это логически проистекает из той же 1187 статьи ГК, которая ограничивает круг избавления от ответственности умыслом пострадавшего. Поскольку намерений попасть в аварию у пострадавшего почти никогда не бывает (кроме попыток суицида), ДТП возникает по причине неосторожности, которая не входит в перечень пунктов, освобождающих водителя от ответственности. Другими словами, виноват – отвечай, не виноват – отвечай. Максимум, на что может рассчитывать водитель – это уменьшение суммы штрафа за свою доказанную уже невиновность. За это можно «поблагодарить» п. 3. Постановления Пленума Верховного Суда Украины N 6 от 27.03.92 «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении вреда». «В тех случаях, когда вместе с причинением источником повышенной опасности вреда причинен также ущерб источнику повышенной опасности и этому способствовала грубая неосторожность потерпевшего, согласно нормам ст. 454 ГК, может быть уменьшен размер возмещения вреда пострадавшему. Возложение на него из этих оснований ответственности за вред, причиненный при этом источнику повышенной опасности, ст. 454 ГК (1540-06) не предусмотрено».
   Так что, если вам не повезло и вы попали в аварию с халатным пешеходом, будьте готовы к тому, что случае подачи им иска, вам придется возмещать ущерб. Закон тут не оставляет шансов водителям, а потому, если дело обошлось несложными повреждениями, постарайтесь договориться полюбовно с родственниками нетрезвого товарища. Как показывает практика, это наиболее благоприятный выход из такой ситуации.
   А пока остается надеяться, что со временем наше законодательство все же придет к пониманию, что пешеходам необходимо нести ответственность за свои действия наравне с другими участниками движения.
 

Текст: Алена Газизова
 

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры