Рубрика:

Вне дорог

 Журнал: 3 (2013)

Дакар-2013: корова, тактика и непредсказуемость




 

 

 

Дакар-2013: корова, тактика и непредсказуемость

   Именно непредсказуемость является главным коньком марафонских гонок. В свою очередь зачастую к ней относятся вещи, порой имеющие ничего общего с техникой, как то флора и фауна! Так, перед финишем «Дакара-2007» пенёк и дерево остановили лидирующего Марка Кому, надолго попавшего на больничную койку, тогда как Сирил Депре отпраздновал свой второй триумф. В этом году Кома и вовсе не стартовал из-за выбитого в Марокко плеча после падения на «верблюжей колючке». И вот, ирония судьбы – и вовсе столкновение с коровой во многом предрешило исход «Дакара-2013». Но, как обычно, обо всём по порядку.

Тактическое начало

   С учётом отсутствия Марка Комы у Сирила Депре (по признанию большинства) не оставалось конкурентов, по крайней мере – серьёзных. Сам француз перед стартом это признавал, однако напоминал, что главный соперник и у него, как и у всех остальных – сама трасса. Организаторы каждый год стараются сделать её как можно сложней, но кто же мог ожидать, что уже первый день, станет немалым испытанием?! После 250-километрового «лиазона» участников бросили в настоящие пески с небольшим участком дюн. Именно эти дюны задержали на какое-то время менее опытных наездников, а в зачёте внедорожников и вовсе частично предрешили исход гонки: американская звезда Робби Гордон посадил на вершине дюны свой багги-прототип «Хаммер» и потерял немало времени.
   Лидерам же мотозачёта в этот день приходилось решать для себя ещё и серьёзную тактическую задачу: ведь этот небольшой, всего 15-километровый пролог определял стартовый порядок на следующий этап, который представлял собой почти 250 километров по пустыне! Открывать дорогу – настоящее испытание, и обычно в таком случае лидеры на предшествующем этапе «придерживают лошадей», дабы на следующий день стартовать несколько позже. Однако тут организаторы «Дакара-2013» решили ввести коэффициент – результат пролога перемножался в мотоциклетном зачёте на 5!
   Иными словами, его победителю, кем стал Франциско «Чалеко» Лопез, вместо почти 8 минут в общем зачёте были записаны 40 минут. Соответственно, пропорционально в 5 раз выросли и разрывы. Если секунда, которую чилийцу уступил Франц Верховен, превратилась только в 5 секунд, то вот у Депре его 13 секунд преобразились в минутное отставание. Примечательно, что в последний момент «орги» пошли навстречу участникам автомобильного зачёта, уменьшив их коэффициент до 3...
   Тактика Депре полностью оправдалась. Открывая дорогу, Лопез в самом начале потерялся, «поведя» за собой стартовавших позади. Но среди заблудившихся оказался и сам Депре, прослывший, как лучший навигатор в современных ралли-рейдах! Вполне логично, что больше всех потерял сам Лопез, закончивший СУ2 с 28-м временем в 18 минутах от победителя, тогда как Депре с 10-минутным отставанием стал 12-м.
   А вот главная надежда «Хускварны» Хуан Барреда Борт, который стартовал 10-м и мог сориентироваться, выиграл этот этап и вышел в лидеры гонки. Лопез, напротив, опустился на 19-е место, а Депре так и остался 5-м. Примечательно, что верный «вотеркерриер» Сирила Рубен Фария показал 4-е время дня и переместился с 7-го на 2-е место. Но на тот момент казалось, что это не более чем случайность, как, к примеру, после отличных 2-го и 3-го времён на СУ2 переместившиеся соответственно с 42-го на 3-е место «вотеркерриер» Комы Хуан Педреро и вовсе новичок из «Хускварны» Меттью Фиш, поднявшийся с 45-го на 6-е…

«Ямаха» атакует…

   Есть расхожее выражение: «понедельник день тяжелый» – почему «Дакар» должен быть исключением? В меню «тяжёлого дня» снова было порядка 250 скоростных километров и вновь практически полностью проложенных по перуанским пескам, включая большие дюны-эрги. Вполне логично, что «первооткрывателям» опять не повезло.... Вначале Барреда потерял время на навигации, потом у него возникли проблемы с колесом, и Фиш остановился, помогая лидеру своей команды. Как результат – вчерашние герои из «Хускварны» потеряли полчаса, опустившись с 1-го на 18-е место для Барреды и с 6-го на 31-е для Фиша. Зато в этой ситуации вновь в выигрыше оказались те, кто шли позади.
   Лопез, стартовав 30-м и имея огромное количество следов на песке, не так заботился о навигации – опередив почти два десятка соперников, он показал лучшее время дня, перепрыгнув разом с 19-го на 2-е место и… вновь оказался в позиции «первооткрывателя» на СУ4. Депре же по-прежнему вёл свою тактическую игру. Он стартовал 12-м, вновь ехал не в полную силу, дозируя скорость, закончив день с 3-м временем, тем не менее, выйдя с 5-го места в лидеры «Дакара-2013»! Что же до его «вотеркерриера», то Фария стартовал на 14 минут раньше Депре и попросту тут же остановился, ожидая лидера своей команды. Неудивительно, что с потерей 18 минут (по сути, Фария всю дорогу ехал на хвосте у Депре), португалец опустился со 2-го на 10-е место! Но такова участь «вотеркерриеров»…
   Зато у двух лидеров «Ямахи» дела обстояли хорошо. Если Касто был среди заблудившихся и, потеряв около 12 минут относительно Лопеза, опустился с 4-го на 5-е место в общем зачёте, то Пан, который «висел на хвосте» у Депре, показал 9-е время, которое позволило ему разом подняться с 12-го на 4-е место! При этом оба «ямаховца» уступали Депре всего 6 минут.
   Четвёртый этап включал 700 километров, почти 300 из которых были зачётными, и вновь большая их часть пролегала по песку. Дорогу открывал Лопез, однако довольно быстро его настиг Депре, и именно на его долю до конца дня выпала тяжёлая роль «первооткрывателя». «Благодаря» этому француз потерял по отношению к победителю 17,5 минут, показав только 14-е время дня. Стартовавший же позади Барреда опередил полтора десятка соперников, показав лучшее время и тем самым принёс «Хускварне» уже вторую победу на нынешнем «Дакаре». Таким образом, испанец снова оказался «в игре», перепрыгнув с 18-го на 4-е место, уступая всего 5 минут лидеру.
    Главной новостью дня стала «Ямаха». С одной стороны, СУ4 стал последним для одной из главных надежд этой японской марки – Давида Фретинье, который выбыл из борьбы из-за отказа мотора. С другой – «слётанная» парочка – Оливье Пан и Давид Касто показали 2-е и 3-е время дня.
   Несмотря на то, что они уступили Барреде 8 и 11 минут соответственно, они серьёзно опередили остальных и… вышли в лидеры гонки! Пан возглавил зачет, а Касто с отставанием всего в 2,5 минуты стал вторым. Депре же сместился с первой позиции на 3-ю, тем не менее, находясь всего в трёх минутах от нового лидера. Фария показал 6-е время, которое подняло его с 10-й на 6-ю строчку. При этом потерявший 19 минут Лопез, напротив, опустился со 2-й на 7-ю! Тем не менее, в этот момент чилиец уступал лидеру всего 10 минут, и это было только начало гонки!

...и закрепляет позиции

   Последний СУ в Перу был хоть и не протяжённым – менее 150 километров, но оказался не только пустынным, но и частично проложенным по грунтовкам. На них песок был мукоподобным, что означало проблемы с видимостью, плюс в песке находилось немало коварных камней, и на одном из них упал даже сам Депре! Стартовав на СУ5 14-м и осознавая, что впереди ещё две трети гонки, опытный ветеран не рисковал, однако в пыли он «споткнулся». На финише Депре имел озабоченный вид и благодарил надёжные наколенники, так как при падении байк «приземлился» на его колене! Тем не менее, Сирил показал 5-е время дня, сохранив за собой третью строчку общего протокола. А вот кто удивил, так это пара «ямаховцев».
   Пан успешно открывал дорогу фактически до самого финиша, но почти ничего не потерял, уступив победителю всего одну минуту! А им стал его напарник Касто, который почти весь день провел в пыли напарника, а на финише был как никогда счастлив – ещё бы, он завоевал свою третью победу в «Дакаре» и первую с 2010-го года! Несмотря на роль «первооткрывателей», оба только упрочили свои позиции в голове пелетона, где Депре уже уступал Пану 6 минут. Фарии же дали «добро» не ждать своего лидера на этом коротком СУ, и португалец финишировал на 10 минут раньше Депре. Рубен показал только 13-е время в 6 минутах от лучшего, но, тем не менее, в общем зачёте он поднялся с 6-го на 4-е место, уступая 13,5 минут Пану. Лопез тоже провел ровный день – 7-е время и 6-я строчка общего зачёта. Примечательно, что по злой иронии короткий 5-й этап стал роковым для Барреды – проблемы с топливным насосом и ремонт стоили ему трёх часов, отбросивших лидера заводской «Хускварны» с 4-го на 53-е место!

   6-й этап «Дакра-2013» обещал быть непростым – перед тем, как попасть в Аргентину, караван въехал на север Чили, что означало первый визит в пресловутую пустыню Атакама. СУ протяжённостью 450 километров снова пришлось открывать двум «ямаховцам». Как это ни странно, но Пан не спасовал перед величественной Атакамой, и справился с этой задачей «на отлично». Он был первым на всех контрольных точках и финишировал, естественно, тоже первым! Однако бремя «первооткрывателя» всё же не могло не сказаться на скорости – Оливье показал 9-е время в 7,5 минутах от лучшего. Касто был несколько медленнее – 14-е время в 11 минутах, из-за чего он уступил вторую строчку общего зачёта по-прежнему стабильному Депре.
   Француз снова не форсировал события – 3-е время дня с отставанием в 4 минуты. Таким образом, Пан сохранил свое лидерство, однако Сирил приблизился к нему менее, чем на 2,5 минуты. Второе время дня показал Рубен Фария, тем не менее, он уступил одну строчку в общем протоколе Лопезу. Именно чилиец показал лучшее время на родной земле, и это была уже его третья победа из шести этапов «Дакара-2013»! Она подняла «Чалеко» на 4-ю строчку, где его отставание от Пана составляло всего 6 минут.
   7-й этап «Дакара-2013» отличался не песками, а горами. Он стал вторым по протяжённости в гонке – более 800 километров. Пусть большинство из них представляли из себя «лиазон», однако он вёл через перевал на высоте почти 5 тысяч километров, и дабы пересечь его, равно как и границу, наездники покидали бивуак в три ночи! Если вспомнить, что разница часовых поясов «съела» у них ещё один час сна, а в горах они столкнулись с серьёзным кислородным голоданием, то можно представить, насколько непростым был этот день. Да и сам СУ7, первый на территории Аргентины (всего 218 км) проходил на высоте порядка 3 тысяч километров.
   Но этот день серьёзно напомнил и о том, что «лиазоны» также могут преподносить свои сюрпризы. К приятным тут можно отнести только незабываемые «краевиды», а вот к неприятным… Утром 25-летний французский любитель Томас Бургин на перевале столкнулся с двигавшейся навстречу полицейской машиной. К огромному сожаления, молодой наездник скончался на месте. Двумя днями ранее в Перу произошло столкновение одной из техничек сразу с двумя автомобилями такси. Первое столкнулось лоб-в-лоб с автомобилем ассистанса, тогда как второе, уходя от аварии, несколько раз перевернулось. От лобового столкновения погиб водитель и один из пассажиров, тогда как ещё несколько пассажиров такси (а одно из них перевозило 6 человек) были серьёзно травмированы…

Сегодня ты на троне…

   СУ7 выдался прямолинейным и очень скоростным. Как победитель накануне, Лопез открывал дорогу и лихо справился с этой задачей, показав в итоге 2-е время дня. Он уступил менее 1,5 минут блеснувшему своими райдерскими способностями Курту Каселли, «заменившему» Марка Кому. Шутка ли, но средняя скорость Каселли на этом 220-километровом отрезке составила 117 км/час! Ещё раз – именно средняя скорость!... А если учесть, что Каселли, как и Фария останавливались дабы попытаться помочь Депре... Американец стал первым новичком после Рубена Фарии в 2006-м году, победившем на этапе «Дакара» в свой дебют!
   Благодаря второму отличному дню «Чалеко» поднялся с 4-й на 2-ю строчку. Пан показал совершенно одинаковое с Лопезом время и уже четвёртый день продолжал удерживать лидерство. Касто хоть и был только 8-м, уступил всего 3 минуты лидеру и только упрочил своё третье место. А вот Депре из-за проблем с КПП, показал 32-е время и, потеряв 13 минут, откатился со 2-й на 5-ю строчку общего зачёта.
   8-й этап «Дакара-2013» должен был стать одним из самых сложных – почти 800 км, из которых 491 выпадали на СУ, правда, с зоной нейтрализации посередине. Однако из-за проливных дождей первая часть СУ была отменена, и наездникам предстояло пройти только вторую часть, а это всего лишь порядка 130 зачётных километров. Этап для внедорожников, которые стартовали намного позже наездников, был и вовсе остановлен из-за превратившихся в пятиметровые скоростные потоки русел горных рек! Мотоциклистам же вроде бы повезло – большинство из них проскочило до начала новых дождей. Более того, пески были смочены водой и стали куда более комфортными для прохождения, однако оставался ещё вопрос навигации. В последний день перед отдыхом не было ни одного из лидеров, который бы не совершил хотя бы одной небольшой навигационной ошибки! Хитросплетения пересохших горных рек, которые всегда составляли серьёзную проблему, наполнились водой, и ещё больше изменили местность. Ориентирование в этих условиях превратилось в настоящий кошмар. Естественно, хуже всех пришлось форвардам. Каселли, который на «Дакаре-2013» только постигал науку навигации, заблудился, потеряв полчаса, и опустился с великолепной для новичка 8-й строчки на 11-ю. Однако, как выяснилось позже, по неопытности американец и вовсе допустил самую грубую ошибку ралли-рейдов – он не стал искать пропущенные точки, за что впоследствии получил почти 3,5 часа штрафа, которые отбросили его на 45-ю строчку общего зачёта!
   Лопез также заблудился, но вернулся и «собрал» все точки, и, потеряв 26 минут, снова опустился с 2-й строчки общего зачета на 4-ю. По-разному с лабиринтами рек справились два «ямаховца». Оливье Пан поехал вслед за Каселли и Лопезом, потеряв в итоге 37 минут, которые отбросили его с 1-й позиции, которую он удерживал невероятные четыре дня, на 5-ю. А возглавил пелетон перед днём отдыха как раз напарник Пана – Давид Касто. Нет, он не был быстрейшим в этот день, более того, он уступил 14 минут лучшему, однако это был 6-й показатель, так как все остальные потеряли ещё больше. Французский ветеран излучал на финише счастье:
   «Огромный навигационный успех! Я сейчас выше луны! Вы не представляете себе, насколько тяжело ехать впереди, атаковать и одновременно следить за навигацией, стараться не заблудиться. Я смог сберечь холодную голову – пока все вокруг ездили кругами, я остался сфокусирован и первым пересек финишную черту… Быть лидером на «Дакаре» во время дня отдыха – это великолепно!».

   Действительно, в тот момент, когда все лидеры заблудились, ехавший вслед за ними Касто первым разгадал навигационную головоломку и довольно долго открывал для всех дорогу в конце этого непростого СУ. Однако француз даже в самом страшном для себя сне не мог представить, что произойдет с ним во второй понедельник «Дакара-2013»!

… а завтра ты – на дне!

   Второй понедельник гонки организаторы действительно задумали, как самый сложный день «Дакара-2013» – с наибольшей протяженностью этапа в 853 километра и СУ в 593 км! Правда, посередине вновь была зона нейтрализации, где пилоты двигаются в дорожном режиме. Песков в «меню дня» не было, но присутствовали очень скоростные и коварные лесные дороги. Примечательно, что из-за этой особенности дорогу нетрадиционно открывали грузовики, которые ехали лишь первую часть трассы, после чего для них СУ заканчивался. Это означало одно – наездники и внедорожники в случае возникших проблем оставались без «страховки» так называемых «быстрых техничек».
   На первой же части СУ9 произошла та самая роковая «непредсказуемость» – на скорости около 120 км/час, при выходе из полого, но закрытого растительностью поворота, Давид Касто обнаружил корову! К счастью, он смог избежать прямого столкновения с животным, однако всё же задел его рулем, что привело к падению. Травмы получил как сам Давид – выбитое плечо, так и его байк – пострадала топливная система. Превозмогая боль на протяжении более 100 километров (!) Касто продолжал движение, однако за 16 километров до точки дозаправки, его бак опустел! К счастью, один из «вспомогательных» наездников «Ямахи» Винсент Гуиндани поделился топливом с Касто.
   Давид успешно добрался до финиша первой части этапа, и, несмотря на падение и «дозаправку», он потерял не так много – всего около 20 минут! Французу была оказана медицинская помощь и мужественный райдер продолжил движение. Увы, но за 15 километров до финиша баки его «Ямахи» снова опустели. Позже Касто сам признался, что именно в этот момент, когда байк замер во второй раз, он сказал сам себе: «Это знак! Оно того не стоит!»… Давид финишировал пешком, потеряв в общей сложности на СУ9 более двух часов, которые отбросили его с 1-й строчки на 21-ю. Перед стартом второй половины «Дакара-2013» Касто говорил, что лидировать в нём – это сказка. Увы, но на «Дакаре» в мгновение ока она может превратиться в самый настоящий кошмар…
   На финише СУ9 поникший Касто откровенно говорил: «У меня уже было достаточно невезения в 2011-м и 2012-м годах. (Включая невероятные укусы насекомых и раздутое от этого лицо – прим. автора). Всё, я уезжаю завтра домой. Да, это очень тяжело. Один день у тебя появляются слёзы от удовольствия, а на следующий – ты плачешь от боли и разочарования!». Самое ужасное, что в случае с Касто на «Дакаре-2013» это вовсе не красивое философское высказывание… Давид действительно не вышел на старт СУ10… Но кто бы мог подумать, что 9-й этап превратится в кошмар и для напарника Касто – Пана!
   Оливье упал на 182-м километре. Падение зафиксировала камера с вертолёта, и оно было не столь угрожающим, на небольшой скорости. Сам наездник не пострадал, однако был повреждён механизм перемотки «роад-бука». На дозаправке Пан пытался отремонтировать его, однако тщетно. Иными словами, теперь наездник не видел отметок об опасных местах, что привело к ещё одному падению незадолго до финиша! Примечательно, что французу повезло и во второй раз – он не пострадал, однако из небольшого кювета Пан смог выбраться только при помощи всё того же Гуиндани и ещё одного французского наездника Мишеля Меджа.
   Все эти злоключения стоили Пану не так много – 31 минуту по отношению к лучшему результату дня, и Оливье опустился только с 4-й на 6-ю строчку протокола, отставая теперь от нового лидера на 28 минут. А ведь всего за один этап до этого Пан лидировал… Увы, но на этом злоключения «ямаховца», который теперь остался без своего напарника, не закончились.
   Находясь на 6-й строчке, Пан продолжил путь, дабы… упасть на СУ10! В этот раз падение имело куда более серьёзные последствия – у него оказалась распорота правая рука! И вновь французский наездник проявил мужество – дотянул до точки дозаправки, где врачи его в прямом смысле слова зашили! Оливье продолжил, и после ещё одного небольшого падения всё же закончил этот этап с 23-м временем уступив быстрейшему всего в 25 минут.
   Пан опустился на 9-ю строчку, но всё ещё оставался лучшим представителем «Ямахи». С учётом травмы, он неплохо выступил на следующий день, и хотя уступил лучшему 26 минут, смог подняться на 7-е место. Тем не менее, к этому моменту его отставание от лидера общего зачёта уже составляло более часа, и до подиума было не дотянуться, так что француз сбавил обороты. После проблем у одного из впереди идущих Оливье Пан закончил «Дакар-2013» на 6-м месте в часе от победителя, в 11 минутах от 5-го места, но почти в 40 – от 4-го. Тем не менее, именно Оливье стал не только лучшим представителем «Ямаха» в гонке, но и «лучшим среди остальных», в данном случае «не-КТМ» райдеров… Для самого Пана этот результат также стал лучшим в его карьере после двух 9-х мест в 2012-м и 2010-м годах.

Пенальти за б/у двигатели?!

   «Дакар» вновь стал исключительно разборкой между наездниками на КТМ, однако это не значит, что он был предсказуем. Дело в том, что явный и единственный фаворит – Сирил Депре чуть было не заигрался в тактические игры. По его собственным словам, Сирил планировал атаковать как раз на марафонских по статусу (без сторонней технической поддержки) и сложных с точки зрения навигации СУ7 и 8. Но тут в дело вмешался случай. Нет, коров на пути Депре не возникло, но на СУ7 камнем была повреждена КПП его КТМ. Депре финишировал без 5-й передачи, показав только 32-е время. Несмотря на потерю всего 13 минут по отношению к лучшему времени дня, которое осталось за Каселли, Депре опустился со 2-й на 5-ю строчку, проигрывая теперь всё ещё лидирующему Пану 14 минут. Но главное – впереди был пусть и сокращённый, но сложный этап перед днём отдыха, и продолжать движение без 5-й передачи означало риск «запороть» двигатель.
   На обычном бивуаке Депре мог бы спокойно отремонтироваться или получить новый двигатель, но между двумя марафонскими этапами помощь запрещена! На выручку пришел Марек Дабровски. В отличие от своего соотечественника Якуба Пжегонски, Марек не входил в так называемую заводскую команду «В» КТМ, а являлся членом «Оrlen team», но именно он, как это было заявлено, «предложил» свой двигатель французу. До поздней ночи общими усилиями Фарии, Марека и, естественно, самого Депре, а также других наездников заводской команды КТМ, гонщики собственноручно произвели «обмен» двигателями. По идее, такая процедура была совершенно легальной, но, на удивление, последовала пенализация, причём для обоих!

   Напомним, что с прошлого года на «Дакаре» начали действовать новые правила, где за первую замену двигателя пилот получает штраф в 15 минут, за вторую – 45, и за каждую последующую – два часа. (Ранее элитные пилоты имели возможность за время гонки в любое время безнаказанно трижды сменять двигатель на новый, тогда как аматорский по сути класс «Марафон» как и тогда, так и поныне, не имеет права менять двигатель и другие основные узлы). Кажется, всем здравомыслящим людям очевидно, что речь в правилах ведётся о новом узле, и в них даже прописано, что после восстановления первого снятого двигателя его последующая установка также будет считаться следующей заменой с соответствующей «очередностью» пенализации!
   Но, как выяснилось, в реале в правилах нигде не присутствует слово «новый» двигатель! И Депре получил «положенные» 15 минут штрафа! Более того, их впаяли и бедному Мареку! Но то, что двое суток онлайн-результаты гонки менялись несколько раз в обе стороны, в них-то появлялись эти штрафы, то исчезали, напрямую говорит о том, что «закулисная борьба» в этой области всё же велась…
   В итоге, 15-минутные штрафы «воцарились». Более того, Дабровски, который и так затратил на преодоление сокращенного СУ8 почти на один час больше победителя, естественно, получил уже по-настоящему новый двигатель на дне отдыха, а вместе с ним – второй «довесок» в 45 минут. Правда, с учётом и так не самого лучшего места в общей классификации, даже со всеми этими «довесками», Марек опустился лишь со своего 72-го места на 79-е, и в итоге, смог финишировать в «Дакаре-2013» на 80-м месте, почти в 14 часах от победителя…
   Депре же, можно сказать, повезло, однако пенальти за б/у-шные двигатели навсегда останется весьма спорным моментом «Дакара-2013». Ведь нельзя забывать, для чего служат «вотеркерриреры» и тем более третьи наездники заводских команд, роль которых, а вернее их байков – служить не более чем донорами запчастей для лидера! Но в этот раз коллегия Спортивных Комиссаров решила прочесть правила строго «в лоб» – а там действительно нет слова «новый»…
 
И всё же, он главный!

   Не став дожидаться Депре на СУ7, Фария финишировал 5-м, уступив всего 2,5 минуты победившему Каселли, тогда как Лопез был вторым. Именно эта пара в итоге стала главными конкурентами Депре в споре за победу. Фария поднялся с 5-й на 4-ю строчку, а Лопез и вовсе с 4-й на 2-ю, уступая всего 6 минут Пану. Но впереди был тот самый, сокращённый, но коварный СУ8, который полностью перетасовал верхушку пелетона.
   Как и все остальные, Депре тоже немного заблудился на нём. Он стартовал позади и имел навигационное преимущество, но, по его собственному признанию, увидав следы, которые вели налево, хотя нужно было двигаться правее, поддался соблазну и поехал по ним. Однако Депре и тут повезло – навстречу ему уже ехали возвращавшиеся «на путь истинный» Лопез и компания (Каселли же предпочел срезать, за что и жёстко поплатился штрафом) и в итоге Депре проехал в неправильном направлении лишь порядка 500 метров…
   Сам Депре говорил, что надеялся оторваться, именно на этом СУ, но вместо этого потерял 16 минут, хотя с учётом потерь Пана, Лопеза и Фарии в общем зачёте Сирил даже поднялся с 5-го на 2-е место! Однако тут француза настиг 15-минутный штраф, который вновь вернул его на 5-ю строчку.
   Таким образом, на середине гонки общий зачёт совершенно неожиданно возглавил Давид Касто. Благодаря проблемам других гонщиков на СУ8, даже с 22 минутами отставания и 31-м временем в этот день, Рубен Фария только упрочил свои позиции и также неожиданно «вотеркерриер» Депре оказался на второй строчке, отставая всего на 11 минут от лидирующего Касто. Менее минуты Фарии уступал заблудившийся на СУ8 Лопез. 4-м был Пан, и только 5-м Депре.
   Примечательно, что к середине гонки на счету «тактичного» Депре не было ни одной победы на этапах, тогда как Лопез и Барреда могли похвастать тремя быстрейшими временами «на нос». Но в ралли-рейдах вовсе нет необходимости побеждать на отдельно взятых этапах – тут важна стабильно высокая скорость. История «Дакара» знавала триумфы без единого лучшего времени на СУ – достаточно вспомнить знаковую победу Ютты Кляйндшмидт в зачёте внедорожников в 2001-м году, ставшей единственной женщиной-победительницей в любом из зачётов, равно как в этом году без единого выигранного СУ впервые подиум «Дакара» возглавил новый лидер «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев.
   Но Депре всё же записал в свой актив, как потом выяснилось, лишь один этап на «Дакаре-2013», который стал его 31-м в карьере. Второй понедельник «Дакара-2013» стал роковым для «ямаховцев» и одновременно тем самым «великолепным днём», который Депре так ждал. Сирил не открывал его, и, обогнав нескольких участников, выиграл СУ9. На его финише он поблагодарил шины «Мишлен» и своего тренера по физподготовке, красноречиво добавив: «…мои окорочка аж дымятся!». Понятно, о чём говорил Депре, однако тот же Барреда, который весь день открывал дорогу, и смог показать отличное второе время, уступив всего 4 минуты Депре, финишировал на заднем колесе, которое почти превратилось в кольцевой «слик»!...
   Фария тоже ускорился и показал 4-е время в 7 минутах от Депре, тогда как Лопез и Пан отметились падениями. «Чалеко» повезло больше, нежели французу и он «отделался» лишь 10-м временем дня в 16 минутах от Депре, оставшись на своей 3-й позиции в общем зачёте. А вот в лидеры вышел как раз Фария! При этом Депре отыгрался за замену двигателя и поднялся назад с 5-й на 2-ю строчку, уступая своему «вотеркерриеру» менее 5,5 минут.
   Таким образом, на СУ10, протяжённостью в 359 зачётных км, Депре впервые пришлось быть «первооткрывателем» с самого начала этапа и он безупречно прокладывал дорогу для позади идущих. Стартовавший сразу за ним Барреда воспользовался этим, и победил уже на четвёртом по счету СУ «Дакара-2013»! Депре же потерял совсем немного, но показал великолепное, как для «первооткрывателя» 2-е время дня, уступив всего лишь одну минуту Хуану! Но, главное: француз опередил на 7 минут Фарию, который показал 8-е время дня, тем самым выйдя на первую строчку, с которой на СУ4 его сместил Пан.
   Эта смена лидера была уже 6-й на «Дакаре-2013» и, как выяснилось – последней. Для сравнения, в зачётах внедорожников и квадроциклов в этом году смен лидеров и вовсе было лишь по две, а в грузовиках – три. Хотя эта статистика и не отражает в полной мере накал борьбы за победу, но всё же, о многом говорит. Из всех зачётов на «Дакаре-2013» именно в мото борьба оказалась самой плотной в top-10, а места на подиуме окончательно определились лишь в последний день гонки! Более того, разрыв для top-3 наездников «Дакара-2013» стал самым близким за последние годы после «Дакара-2005», когда победив впервые, Депре опередил на 9 минут Марка Кому и на 11,5 Альфи Кокса.
 
Сугубо между «своими»?

   Пусть «делили» подиум между собой сугубо «свои», но это всё равно была интересная, а главное – непредсказуемая борьба, к тому же тот же «Чалеко» вовсе не являлся «своим» для заводской КТМ. Напомним, что после фиаско, постигшего всего за пару месяцев до старта «Дакара-2013» команду «Бордоне-Феррари», «Чалеко» взял себе КТМ и заручился поддержкой чилийской команды «Тамаругал», которая, вообще-то специализируется на обслуживании байков «Хонда»… Нельзя также забывать о страшных травмах, полученных Лопезом весной 2011-го года и ещё одного падения на «Дакаре-2012».
   Тем не менее, как уже было сказано, к середине «Дакара-2013» именно на счету Лопеза было три выигранных СУ и уже в первой половине гонки «Чалеко» прочно обосновался в top-3. Правда, теперь Лопез уступал Депре почти 14 минут и 12 Фарии. 11-й этап и вовсе был ознаменован самым настоящим наводнением, и хотя большинство наездников успело проскочить, пока уровень воды был не столь велик, им всё же пришлось форсировать немало горных речушек. Сирил же, при подъезде к водной преграде, в отличие от большинства спешивался, и буквально переводил своего «железного коня» через переправу, в то время как другие оставались в седле, что было чревато падениями и попаданием воды в двигатель… Но и тут главным, скорее, был вопрос тактики. На СУ11 Депре стартовал вторым и почти сразу опередил победившего накануне Барреду, однако вскоре опытный француз сам немного заблудился и после этого дорогу уже открывал Курт Каселли, тогда как Депре решил его не догонять. Как это ни странно, но американец, уже получивший прозвище «Особый К» (Special K), с успехом справился с ролью «первооткрывателя» до самого финиша, более того, именно он показал лучшее время дня!
   Депре же пересёк финишную черту только 5-м, показав 3-е время дня. Фария с Лопезом шли стабильно, однако в конце «Чалеко», стартовавший 13-м, смог не только догнать, но и обогнать Рубена. На финише Лопез показал 5-е время в 11 минутах от победителя и всего в 5 минутах от Депре, но, главное, он отыграл за этот день у Фарии 7 минут. Таким образом, хоть Лопез и уступал лидирующему Депре 18 минут, от второго места в общем зачёте теперь его отделяли всего 5 минут!
   СУ12 выводил участников «Дакара-2013» из песков Фимамбалы (которые оказались изрядно смоченными осадками и не доставили никаких особых проблем участникам) в куда более непростую Атакаму. И вот тут довольно неожиданно (с учётом относительной близости финиша) Депре опять решил поиграть в тактическую игру! Вместо того, чтобы атаковать, он намеренно сбросил газ, не желая открывать дорогу для других. Сирил держался на хвосте у группы, где попеременно дорогу открывали Кеселли, затем Барреда, Лопез, а позже Хуан Педреро.
   Эта тактика полностью сработала и на большинстве контрольных точек именно Фария, который стартовал 10-м и шёл по следам, показывал лучшее время дня. При этом на «лиазоне» перед стартом Рубен повредил о камень задний диск и сомневался, сможет ли вообще доехать. Но, к счастью для него, более чем 300-километровый СУ изобиловал мягкими песками… Лишь ехавший сразу за португальцем Франц Верховен пришпорил на финише и опередил его, показав лучшее время дня. Для голландца это была всего 4-я победа в жизни на этапах «Дакара» и первая с 2011-го года.
   Лопез, которому пришлось «по воле» Депре немного побыть «первооткрывателем», всё же смог показать 7-е время дня, уступив Фарии лишь три минуты. Зато «играющий» Депре остался лишь с 14-м временем в 9 минутах от лучшего и «подпустил» к себе отыгравшегося Фарию на расстояние всего в 5,5 минут. Более того, ведь Депре серьёзно уступил и Лопезу, который теперь проигрывал лидеру менее 14 минут. Тут нельзя не позавидовать железным нервам Сирила – ведь впереди были ещё два дня гонки и тот самый Лопез знал, как всё может поменяться в самый последний, вроде бы символический день. И перемены произошли, к тому же немалые.

Финальный аккорд

   Родная Атакама явно была на стороне Лопеза. Верховену с Фарией пришлось открывать в ней дорогу для других, тогда как Лопез и Депре стартовали только 7-м и 14-м соответственно. Как и обещали организаторы в предпоследний день «Дакара-2013», предложили СУ протяжённостью почти 450 километров! Поначалу Верховен с Фарией справлялись со своей задачей, и на середине дня Рубен не только открывал дорогу, но и шёл со вторым временем! Однако, чудеса на «Дакаре» случаются не часто. Голландско-португальская пара всё же заблудилась и серьёзно потеряла. «Первооткрывателем» стал висевший у них на хвосте Барреда, но и он допустил ошибку, передав пальму первенства Лопезу. Но «Чалеко» не только перехватил первую позицию в смысле «первооткрывателя», а и смог при этом поддерживать высокую скорость, в четвёртый раз показав лучшее время дня!
   До этого года на счету Лопеза было всего 6 лучших СУ на этапах «Дакара», 4 из которых – на родине. Эта победа стала для него юбилейной – 10-й по счёту и шестой – в Чили. Но, главное: в этот день Лопез опередил на 5 минут Депре, который провёл очередной спокойный день, пришпорив только к финишу и показав 2-е время. Ещё важнее, что «Чалеко» оказался на 14,5 минут быстрее заблудившегося Фарии, за которым осталось лишь 15-е время. Таким образом, на предпоследнем этапе «Дакара-2013», всего за день до финиша, Лопез вышел на 2-е место в общем зачёте, уступая всего 8 минут Депре и опережая на 6,5 минут Фарию! Тактически рискнувшему накануне ради напарника, Депре осталось только оправдывать своего «вотеркерриера», говоря о том, что навигация на этом этапе действительно была тяжёлой…
   Осознавая свою роль «адъютанта», Фария уже распрощался было с вторым местом, тем не менее подчеркивая, что он не раз во время гонки останавливался в ожидании Депре, и его целью была вовсе не борьба за какие-либо места, не говоря уже о подиумных… Но тут с Лопезом произошла практически та же история, что и с Депре на СУ7 – в конце этапа в КПП его КТМ «выпала» 4-я передача! Сам «Чалеко» хотел рискнуть и дотянуть до финиша. Однако «орги» подбросили непростой заключительный этап: 111 скоростных километров, за которыми следовал «лиазон» протяженностью 220 км, и потом ещё один финишный рывок протяжённостью 15 километров. После долгих совещаний, в том числе и с пришедшим в команду «Тамаругал» советником Хорди Аркароном, было решено сменить двигатель на байке Лопеза, что, естественно, означало 15-минутный штраф, вернул его на 3-е место и приблизил к «Чалеко» на расстояние в полторы минуты Ивана Джейкса!
   Несмотря на коварную, местами очень скоростную, а местами извилистую горную трассу СУ-14 с большим количеством закрытых поворотов, открывая дорогу, Лопез смог показать лучшее время дня! Для чилийца это уже был 11-й триумф и 7-й в Чили. Однако по довольно противоречивым правилам, штраф за смену двигателя добавляется не только в генеральную классификацию, но и к времени самого СУ, поэтому официально эта победа была довольно несправедливо отнята у Лопеза и отдана как раз Фарии. Стартовав 15-м, несмотря на обгоны, португалец приложил максимум усилий и в реалии уступил лишь полминуты Лопезу, и это несмотря на падение за 10 километров до финиша в пыли от впереди идущих!
   15-минутный штраф решил исход подиума. В итоге, «вотеркерриер» Депре с 10-минутным отставанием от своего лидера занял второе место на подиуме, что стало лучшим в истории «Дакара» результатом для португальцев. «Чалеко» же закончил «Дакар-2013» третьим, в 8 минутах от Фарии и 18 от победителя. Тем не менее, после всех тех травм и проблем с «трудоустройством», Лопез остался доволен своим результатом – ведь именно он стал лучшим из частников на «Дакаре-2013», к тому же, победив больше других на пяти СУ фактически и четырёх – официально.
   Что же до Депре, то как и всю гонку до этого, последний день он проехал тактично выверено, можно даже сказать, «никуда не спеша», уступив Лопезу 4 минуты. Тем не менее, Сирил одержав великолепную тактическую победу, которая стала его 5-м триумфом на «Дакаре». Теперь он сравнялся со своим великим тёзкой Сирилом Неве, и впереди у Депре лишь одна цель – рекорд Стефана Петранселя с его шестью победами в мотоциклетном зачёте. Примечательно, что для Депре это была 5-я победа всего в 13 стартах! Более того, при дебюте в 2000-м году, начиная с «Дакара-2003», Депре неизменно финишировал на подиуме, а начиная с 2005-го года не ниже второго места, которых на его счету четыре!...

Впечатляющая КТМ

   Благодаря стараниям трёх дуэлянтов КТМ оккупировала весь подиум «Дакара-2013». При этом заводская команда завоевала победный дубль, но, главное: для непобедимой австрийской марки этот триумф на «Дакаре» стал 12-м по счету, причём подряд! Несмотря на то, что Депре победил лишь на одном этапе, ещё два триумфа марке неожиданно принёс Каселли, ну и пять побед КТМ подарил частник – Лопез (4 – если вычесть последний этап). В любом случае, австрийской марке «отошли» 8 из 14 СУ. Немаловажно и то, что вся top-5 мотозачёта осталась именно за представителями КТМ и лишь на 6-м месте можно найти Оливье Пана на «Ямахе».
   Откровением «Дакара-2013» можно назвать ещё одного частника на КТМ – Ивана Джейкса (32). Словак хоть и входит в «Элитный список» ASO, но никогда не блистал – более того, в своих пяти стартах на «Дакаре» до этого он четырежды сходил! В этом году после 61-го времени на СУ1, последовали более уверенные показатели в районе границы top-20 и даже top-10. Так, на 5-м этапе Джейкс показывает 10-е время, всего в 5 минутах от лучшего, а потом в Атакаме 13-е, и за эти два дня поднимается с 22-й на 15-ю строчку.
   Затем последовала марафонская пара, и если на СУ7 Иван снова 13-й, но всего в 6 минутах от лучшего, то на том самом СУ8 из лабиринтов разлившихся рек Джейкс и вовсе выходит с рекордным для себя третьим временем! Да, он уступил лучшему в этот день 8 минут, но разом поднялся с 14-й на 6-ю строчку, находясь перед днём отдыха всего в 26 минутах от лидера! Многие могли бы подумать, что это не более, чем удачный навигационный финиш, где Джейкс воспользовался правильными решениями других, однако в дальнейшем он продемонстрировал свою подготовку.
   На тяжёлом скоростном СУ9 Иван финиширует с 6-м временем менее, чем в 10 минутах от быстрейшего. После неудач «ямаховцев» словак и вовсе поднимается на четвёртую строчку, находясь всего в 17-ти минутах от лидера и в 8-ми от подиума! В дальнейшем отнюдь не юный 39-летний ветеран продемонстрировал завидную стабильность – 8-е, 11-е, 7-е и 9-е времена, в считанных минутах от быстрейших. Он не только удержался на итоговом 4-м месте всего в 24 минутах от победителя, но и закончил «Дакар-2013» лишь в 5 минутах от последнего подиумного места, где лишь финишный спурт Лопеза не дал ему занять третье место….
   Именно позади Джейкса и началась привычная для «Дакара» временная пропасть, где Хуан Педреро финишировал 5-м по итогам гонки (почти в часе от победителя и более чем 30 минутах от Ивана). Однако для «вотеркерриера» Комы, который с его нестартом по сути стал №1, гонка как-то не заладилась. Так уже на 3-м этапе Хуан потерял около получаса, опустившись с 3-й строчки на 23-ю. К 8-му этапу Педреро поднялся было до 12-го места, но заблудившись на злополучном СУ8 и потеряв ещё полчаса, на середине гонки откатился на 17-ю строчку. Тем не менее, благодаря стабильности во второй половине, включая три 4-х времени, Педреро поднялся на 5-е место, и даже замена двигателя и 15-минутный штраф за это перед последним днём не помешала испанцу остаться на 5-м месте. Для Хуана, стартовавшего в 5-й раз на «Дакаре», это стало повторением его лучшего успеха – в 2011-м году он уже был 5-м.
   Стоит отметить, что Фария и Джейкс прошли всю гонку, не меняя двигатели и нельзя забывать, что Лопез и Педреро сменили двигатели перед последним днём больше из предосторожности, хотя для «Чалеко» она всё же была продиктована поломкой КПП. Однако также нельзя не сказать, что и Оливье Пан, которому просто таки катастрофически не повезло на экваторе гонки, тоже прошёл всю её, не меняя нового инжекторного «сердца» новой «Ямахи».
   Стараниями Микаэля Деспонтина КТМ победила и в зачёте «Марафон», где пилоты обязаны пройти всю дистанцию не только без замены двигателя и рамы, но и многих других узлов, включая вилки, головку блока и картер. (Всё это маркируется перед стартом, и в случае замены хотя бы одного из узлов наездник переводится в общий зачёт). Примечательно, что для бельгийца это был дебют на «Дакаре», который он провел весьма стабильно, став в итоге 42-м с 8,5 часами отставания от Депре.
***
   Два наездника, возглавивших в итоге зачёт новичков «Дакара-2013», также использовали байки КТМ. Южноафриканец Риаан Ван Ниекерк, являющийся членом второй заводской команды «В» КТМ, провёл стабильную гонку и, хоть и ни разу не финишировал в top-10, стал 13-м в общем зачёте, уступив всего два часа Депре! Более того, он стал первым среди наездников, не входящих в элитный список ASO, куда теперь он явно и не войдёт. Причём, он также прошёл всю гонку на одном двигателе. Но нельзя не отметить ещё одного новичка – Бена Гребхема (57). Австралиец финишировал 15-м в общем зачёте, уступив 2 часа 45 минут Депре и 45 минут победителю в зачёте новичков. И если в случае с Касто коровой был испорчен «Дакар-2013», но не вся его карьера, то вот Бен у себя дома на одном из ралли пережил жуткое столкновение с другим представителем фауны.
   «Король пустыни», как его окрестили в Австралии за множество побед, включая три – на легендарном «Австралийском Сафари» и 4 чемпионских титула, в апреле 2012-го года на скорости около 150 км/ч (!) столкнулся с… естественно, кенгуру! В результате падения наездник получил множество повреждений, включая несколько травм позвоночника, переломы ключицы и запястья. Более того, у Бена было пробито лёгкое! Тем не менее, 32-летний пилот не только смог восстановиться за рекордно короткое время (врачи разрешили ему сесть в седло только в октябре), но и пройти всю дистанцию «Дакара-2013», и как! Он трижды финишировал на границе top-10. Воистину, несмотря на всю непредсказуемость, особенно в виде флоры и фауны, «Дакар» благоволит смелым и ненормальным, наверное, в хорошем смысле этого слова...

Патронелли непобедимы!


   Наиболее предсказуемой и наименее острой из всех четырёх категорий на «Дакаре-2013» вышла борьба в зачёте квадроциклов. Несмотря на рекордное количество стартовавших, равных Патронелли снова так и не нашлось, в этот раз младшему – Маркосу.

Лёгкая прогулка в дюнах

   Победивший на двух последних «Дакарах» его старший брат Алехандро в этот раз остался дома, и Маркосу пришлось в одиночку доказывать, что он может быть «один в поле воин». Отдав на символичном СУ1 15 секунд, на следующих четырёх подряд (!) он был неизменно быстрейшим, и после пяти дней гонки преимущество Маркоса Патронелли над ближайшим уже приближалось к полутора часам! С таким заделом победитель «Дакара-2010» сбавил скорость, и просто вёл тактическую гонку, что, правда, не мешало ему наращивать отрыв. Более того, ехать медленно для Маркоса означало ещё шесть 2-х времён! В итоге, его победное преимущество на финише составило почти два часа!
   О том, насколько просто далась Маркосу эта гонка, можно судить по его регулярным интервью в конце каждого этапа, где большую часть времени он рассказывал… насколько красивой была местность в этот день! Красноречиво… Не менее красноречиво выглядит и его финиш на одном пробитом колесе, на котором он проехал около 30 заключительных километров СУ3, показав при этом лучшее время, которое было на 15 минут быстрее ближайшего! Таким образом, Маркос повторил свой триумф 2010-го года, тем самым сравнявшись по числу побед со своим старшим братом.
   Нельзя не сказать, что у ходившего в главных соперниках для Маркоса Томаса Маффея, который с четырьмя победами на этапах закончил «Дакар-2012» 3-м, в этот раз не заладилось уже с самого первого дня. На СУ3 на его Yamaha и вовсе, как из рога изобилия, посыпались механические проблемы, которые не прекращались почти всю гонку, и как результат – только 11-е место почти в 7 часах от победителя. Также на старт так и не вышел заявленный ранее чилийский тяжелоатлет в прошлом Серхио ла Фуэнте, закончивший с парой выигранных этапов «Дакар-2012» на 5-м месте.
   Начиная всё с того же СУ5, на второе место вышел Игнасио Касале (254), которое он больше никому не уступал. Несмотря на свои 25 лет, для чилийца это уже был четвёртый старт на «Дакаре», правда, первые два состоялись на грузовике и мотоцикле! «Дакар-2012» он закончил 4-м на квадроцикле. Теперь же, с пятью финишами в top-3, Касале занял второе место, пусть и в 1 часе 50 минуты от победителя – третьего призёра Игнасио опередил тоже на солидные полтора часа. Им стал Рафал Сонник (253), который провёл не самую быструю, но всё же стабильную гонку. Поляк сдержал позади себя прорывавшегося наверх юного аргентинца Лукаса Бонетто, которому до подиума не хватило 23 минуты. Примечательно, что в зачёте внедорожников также ехал Игнасио Касале, являющийся родным дядей «нашего» Игнасио, а ещё один его дядя – Франциско, выступал за рулём другого внедорожника. Вся top-3 «Дакара-2013» использовала Yamaha Raptor 700, причём, обойдясь без замены двигателей.

Будущее зачёта?

   Нельзя не отметить сразу нескольких новичков этого зачёта. В первую очередь, бывшего Чемпиона Мира среди квадров Себастьяна Хуссейни, который не лишён чувства юмора и среди своих хобби помимо рыбалки с подводным ружьем называет… еду. Первые четыре дня проживающий в Дубаи эмиратец чувствовал себя в перуанских песках как дома, и неизменно показывал 2-е время, находясь менее чем в 10 минутах от Патронелли. Увы, но на 5-й день на его Honda вышла из строя КПП, что стоило Хуссейни 4-х часов отставания, отбросивших его на 21-е место. Однако, показав после этого не только стабильные, но и быстрые времена, Себастьян смог подняться с 21-го на итоговое 6-е место, уступив Маркосу 5 часов 40 минут.
   Всего 16 минут Себастьяну уступил другой новичок – Пол Смит, ставший первым австралийцем, стартовавшем на «Дакаре» в зачёте квадроциклов. Имея на своем счету национальные чемпионские титулы, а также победу на «Австралийском Сафари-2012», 34-летний фермер по разведению коров всерьёз готовился к «Дакару», включая сон на высокогорье! Пол не блистал скоростью, с 9-ми временами лишь пару раз попав в top-10. Главным опасением Смита перед стартом была навигация, однако именно она принесла ему совершенно неожиданную победу на СУ11, где большинство заблудилось в лабиринтах разлившихся рек…
   Пусть и не такой прогресс, как Хуссейни, но однозначно свою скорость продемонстрировал южноафриканский чемпион Сарел ван Билжон. Он начал не быстро, но после трёх финишей подряд в top-3, включая победу на тяжёлом с точки зрения навигации СУ8, к середине гонки поднялся уже на 3-ю строчку, уступая ровно два часа лидеру. К сожалению, на СУ9, а затем и на следующий день, на его E-ATV возникли проблемы, стоившие вместе со штрафами более 12 часов! Все они отбросили ван Билжона на 21-е место, и его победы на двух последних СУ гонки уже ровным счётом ничего не решали… Также стабильно провела «Дакар-2013» и Камелия Липароти. В этот раз у единственной наездницы в этой категории и её игрушечного талисмана – розовой пантеры, гонка прошла без каких-либо проблем. Фоторепортёр в повседневной жизни, она прошла свой самый стабильный «Дакар», в итоге закончив его на 15-м месте в 9 часах от победителя. По иронии судьбы, если не считать схода в 2009-м, этот результат является худшим для Камелии после её 13-го, 10-го и наконец 9-го места в прошлом году! Однако ещё никогда ранее этот класс не был наполнен столь серьёзно и массово, а к финишу в этот раз пришло не традиционные от силы полтора десятка «выживших», а 26 из 38 стартовавших.
***
   Тем не менее, (после 4-й подряд победы братьев Патронелли (плюс ещё три 2-х места)) «Дакар-2013» вновь продемонстрировал, будь то Алехандро или Маркос, у них всё ещё нет конкурентов. По-правде, с учётом гигантского преимущества Маркоса, во второй половине гонки победы оппозиции были завоеваны тогда, когда он, как говорится, уже никуда не спешил...

Неоправдавшиеся надежды «Дакара-2013»

   Пожалуй, главным разочарованием «Дакара-2013» стало если не слабое, то по крайней мере не столь успешное выступление сразу двух «заводов» – «Хускварна» и вернувшейся после почти 25-летнего перерыва «Хонда». Особенно большим разочарованием стал результат «умников Speedbrain», и их главной надежды – Хуана Барреды Борда.

«Дежавю»

   Испанец стал главным открытием «Дакара-2012», правда только с точки зрения скорости, но никак не итогового результата. «Дакар-2013» для испанца превратился в «дежавю». Барреда (5) начал уверенно, и на 2-м этапе был быстрейшим, захватив лидерство в гонке, однако уже на 3-м Хуан повредил спицы заднего колеса и потерял 44 минуты, опустившись с 1-й на 18-ю позицию. Тем не менее, отставание Барреды в общем зачёте на тот момент составляло всего 20 минут. На СУ4, проложенном по пустыне, он стартовал 24-м и, двигаясь по следам, местами развивал в два раза большую скорость, нежели лидеры, открывавшие путь. К финишу Барреда обогнал на трассе полтора десятка соперников, финишировав с лучшим временем и… «монтаной» на радиаторе – настолько высока была скорость испанца, что даже несчастная птичка не успела увернуться от его байка… Этот этап поднял Хуана с 18-й на 4-ю строчку, где он находился всего в 5 минутах от лидера!
   Увы, но на СУ5 на «Хускварна» Барреды отказал топливный насос, что стоило ему трёх часов времени, отбросивших испанца на 59-ю позицию. Тем не менее, на СУ8, где заблудились все без исключения лидеры, стартовав 22-м и грамотно держась в кильватере у Депре, Барреда опередил 20 соперников и пересёк финишную черту вторым с лучшим временем дня! Уже на следующем СУ Хуан продемонстрировал, что может сам открывать дорогу – делая это весь день, он показал второе время, уступив 4 минуты с 400 зачётных километров пошедшему после дня отдыха в атаку Депре. На следующем этапе по признанию самого 4-кратного (а теперь уже и 5-кратного) победителя «Дакара», Хуан попросту гнал его как гончая, вновь показав 2-е время дня! К этому моменту испанец уже поднялся до 27-го места, однако по времени он всё равно уступал Депре безнадёжные три часа…
   На СУ11, из-за запачканных грязью очков, у Барреды происходит серьёзное падение и травма плеча. Тем не менее, несмотря на боль, испанец проехал последние почти 50 километров, показав 6-е время дня, всего в 11 минутах от лучшего! На финише он поведал, что его «Дакар-2013», скорее всего, подошёл к завершению. Тем не менее, Барреда вышел на старт следующего этапа и на почти 400-километровом СУ, проложенном по Атакаме, показал невероятное с учётом травмы 3-е время дня всего в 3 минутах от лучшего. А на последнем этапе Хуану до лучшего времени не хватило всего 8 секунд… В итоге, с четырьмя победами на этапах и ещё тремя в top-3, Барреда закончил «Дакар-2013» на 17-м месте, всё в тех же 3 часах от победившего Депре, ритм которого Барреда легко поддерживал почти всю гонку. Если же вспомнить, что две проблемы суммарно стоили Хуану почти 4 часа – арифметика будет элементарной, однако спорт не знает сослагательных наклонений….

… как остров невезения

   Почти всё время лучшим представителем заводской «Хускварна» оставался Алессандро Боттури (17). Финишировав 8-м в 2012-м году, именно итальянец стал лучшим новичком. После краха «Бордоне-Феррари» его «подобрали» «умники» из «Хускварны» и Боттури оправдывал их надежды. Он снова не демонстрировал сверхскоростей, однако был крайне стабилен, к 7-му этапу поднявшись на 6-е место в общем зачёте. Смена двигателя отодвинула итальянца на 10-ю строчку, а небольшое «блукание» на СУ8 – на 12-ю. Однако великолепное 3-е время на СУ9 позволило Алессандро разом подняться на 5-е место в общем зачёте, где он уступал всего 23 минуты лидеру! Два следующих этапа Боттури показывал 7-е времена, оставаясь на 5-й строчке и уступив за два дня всего 6 минут Депре! Увы, но перед 12-м этапом Боттури заблудился и получил одночасовой штраф за пропущенные точки. Как известно, беда не приходит одна, и за день до финиша Алессандро и вовсе сошёл из-за отказа двигателя.
   Лучшим же представителем «Хускварна» стал Пауло Гонкалвес (20), для которого это был уже 7-й старт на «Дакаре». После двух падений в двух подряд «Дакарах», в прошлом, находясь на середине гонки на 4-м месте, он потерял более 6 часов на ремонт двигателя своего мотоцикла. С некоторыми вариациями история повторилась. Для начала навигационная ошибка на СУ2 и 15-минутный штраф отбросили португальца на 47-е место. На СУ3, опередив на трассе полтора десятка соперников, он полностью реабилитируется – отличное 2-е время поднимает его с 47-го на 16-е место. Увы, но дальше дело не пошло, и после пары невыразительных дней из-за отказа электрики Паоло теряет один час, опускаясь на 27-е место. Тем не менее, после дня отдыха для португальца гонка началась как заново – два 3-х и одно 2-е времена, и в итоге вместе с неудачами у других Гонкалвес поднялся до 10-го места, где он уступил почти полтора часа Депре и всего две минуты двум впереди финишировавшим соперникам.

Предательская электрика

    Неудачи преследовали и «скрытую» надежду «Хускварны» – Хорди Виладомса (4). После великолепного 4-го места на «Дакаре-2012» и 2-го по итогам года в Кубке Мира по ралли-рейдам, из-за краха «Бордоне-Феррари», испанец превратился в частника на «Хускварна». К СУ5 Виладомсу удалось подняться на 5-ю строчку, уступая лишь пару минут Барреде, но «блукания» на СУ6 стоили ему 37 минут, которые опустили Хорди на 18-е место. Тем не менее, впереди было ещё 2/3 гонки и 43 минуты суммарного отставания вполне давали надежду на подиумное место. Увы, но в Андах последовало крушение всех надежд Виладомса. Перед марафонскими этапами (без стороннего ассистанса) на байке Виладомса была заменена электрика, но проблемы начались уже утром на «лиазоне», а после 40 километров на СУ байк и вовсе замер. Поиски предательского перетертого провода стоили Хорди 6 часов! Нельзя забывать, что дабы пересечь Анды, наездник выехал из бивуака в 4 утра, а стартовал из-за уже начавшихся проблем позже своей очереди в начале 11-го утра. Он закончил СУ под вечер около 7 вечера, после чего очередной ремонт задержал Барреду на «лиазоне» до 11 ночи!
   Хорди продолжил ехать, но организаторы остановили его на пути в бивуак, сочтя движение по горным дорогам ночью, да ещё и после почти суток «в седле» опасным. Проблема заключалась в том, что именно этот бивуак являлся «удалённым», где запрещена сторонняя помощь, а байки находятся в режиме «пак ферме». Как это ни странно, «орги» отнеслись с пониманием к ситуации, и для Хорди был организован свой отдельный бивуак – под надзором судей на их посту рядом с грузовиками и внедорожниками. На сон у Виладомса оставалось около трёх часов, после чего в 6 утра следующего дня он отправился на непростой СУ8, который испанец закончил с пристойным 19-м временем в 19 минутах от лучшего. Однако злоключения с электрикой и один час штрафа за опоздание отбросили Виладомса с 18-й строчки на 90-ю с почти 8 часами отставания… После этого сход на СУ10 с окончательно отказавшим байком для Хорди, наверное, можно считать избавлением…

Неожиданный фаворит

   Примечательно, что Виладомс, как и «Чалеко» Лопез, который ехал на КТМ, заручились поддержкой команды «Тамаругал» (Tamarugal), хотя в реалии известный частный чилийский коллектив специализируется на байках «Хонда»! И вот как раз выступление наездников вернувшейся после почти 25-летнего перерыва заводской «Хонды» стало ещё одним если не разочарованием, то неприятным сюрпризом «Дакара-2013». Перед самой гонкой команда поредела из-за полученных на тестах травм сразу двух своих пилотов – многообещающих Сема Сандерленда и Фелипе Заноля. В гонке же лидер «завода» Элдер Родригес был как своя бледная тень, а в первой половине лучшим из наездников, использующих «Хонду», и вовсе оказался абсолютный новичок!
   Джеремая Израэль пришел 6-м на аргентинской «Десафио Литорал» (Desafio Litoral), тем самым победив в зачёте «Вызов Дакара» на этой гонке. За это получил приз в виде освобождения от уплаты «стартовых», арендовав байк у команды «Хонда-Европа». После 24-го времени на СУ1, чилиец дважды был на границе top-10 и к СУ3 поднялся на 6-ю строчку! После навигационной ошибки на СУ4, стоившей ему 30 минут, Джеремая опустился было на 15-е место, но на почти 400-километровом СУ6 он «выстреливает» 5-м временем всего в 6 минутах от лучшего, и поднимается на 8-е место. Ко дню отдыха Джеремая Израэль занимал 7-ю строчку, всего в 27 минутах от лидера, причём 12 из них были штрафами.
   На середине гонки новичок являлся лучшим из всех наездников на «Хонда», а таковых на «Дакаре-2013» было более трёх десятков! Однако на скоростном СУ9 Джеремая вновь теряет пол часа и опускается на 10-ю позицию, а на СУ11 у чилийца возникают проблемы с двигателем, стоившие ему полтора часа. Двигатель был заменен, но на затопленном СУ на навигации Джеремая теряет более двух часов, в довесок к которым получает 6-часовой штраф! Израэль отметился 7-м временем на заключительно этапе, но оно ни на что не повлияло – 57-е итоговое место в 10,5 часах от победителя. Тем не менее, надо учесть небольшой опыт чилийца и то, что это был его дебют….

Как бледная тень


   Главной и, по сути, единственной надеждой вернувшейся на «Дакар» легендарной заводской команды Honda HRC был Элдер Родригес (3). Португалец финишировал на двух последних «Дакарах» на третьем месте, и перед стартом твёрдо заявлял, что его цель – только победа, однако его гонка незаладилась с самого начала. После не самых выразительных 29-го и 15-го времён, уже на СУ3 у Родригеса возникли проблемы с топливной системой, стоившие ему полчаса. Тем не менее, три подряд уверенных дня в top-10 подняли Элдера с 28-го на 9-е место, но 15-минутный штраф за замену двигателя вновь отодвинул его на 17-ю строчку. И снова три подряд дня в top-10, включая 5-е время на коварном скоростном СУ9, поднимают Родригеса на 6-ю строчку. Увы, но теперь из-за отказа электрики следует потеря почти 50 минут на СУ11 и… только 9-е место.
   Португалец всё же смог уверенно закончить гонку и стать 7-м, в 1 часа 11 минутах от победителя и в 5-ти минутах от Оливье Пана. Однако, если учесть, что на счету самого быстрого представителя «Хонда» в гонке осталось лишь три 5-х времени и одно 3-е, и то показанное в последний день, иначе как разочарованием такое выступление назвать нельзя. Более того, для самого Элдера, если не считать 9-го места в его дебютный «Дакар-2006», это 7-е место стало худшим результатом за всю его дакаровскую карьеру! О провале Родригеса говорит и уверенное выступление его «вотеркерриера», несравнимо менее опытного Хавье Пиззолито, выбранного «Хондой» скорее из маркетинговых соображений, но который занял итоговое 8-е место, всего в 15 минутах от лидера его команды!

С переменным успехом

   Неплохо выступил и спонсируемый «Хонда-Аргентина» Пабло Родригес. Для аргентинца это был 3-й старт на «Дакаре», и на нём Пабло оказался невероятно стабильным. С девятью временами в top-30 и лишь одной потерей часа на скоростном СУ9, он закончил «Дакар-2013» на 21-м месте в 4 часах от победителя. Ещё лучше «Дакара-2013» сложился для Даниеля Гуэта. Чилиец выступал за уже упомянутую частную команду «Тамаругал», и в его случае «Хонда» не подвела своего наездника. Даниель отметился великолепным 5-м временем на СУ3 всего в 6 минутах от лучшего, которое подняло его с 22-го на 13-е место. За этим последовало стабильное выступление с семью временами в top-20, а худшим временем для Даниеля стало 30-е время на затопленном СУ11 почти в часе от быстрейшего. Гоуэт ни разу не опускался в общем зачёте ниже 13-го места, закончив в итоге «Дакар-2013» 12-м, в 1 часе 45 минутах от победителя, и всего 20 минутах от top-10. Как и Пиззолито, Даниель прошел всю дистанцию без замены двигателя его «Хонды» и стал вторым после «Чалеко» Лопеза чилийцем на «Дакаре-2013».
   Хуже сложилась гонка для вернувшегося после 12-летнего (!) перерыва на «Дакар» Джонни Кемпебелла. «Мистер Баха 1000» – как прозвали его на родине за 11 побед на этой легендарной гонке, плюс 5 триумфов на «Баха 500», стартовал на «Дакаре» один раз, в 2001-м году. Тогда он сходу финишировал 8-м, хотя по собственному признанию Джонни, он никогда не был фанатом «Дакара», и относился к гонке скорее как к большой тур-поездке, дабы узнать культуру Африки… Будучи тесно связанным с «Хондой», Джонни с радостью принял предложение, однако теперь, в возрасте 41 года, он полностью отдавал отчёт своей роли – не более чем «вотеркерриер» для Родригеса. Увы, но уже на СУ3 из-за проблем с байком были потеряны более 4 часов, которые отбросили Кемпбелла на 145-е место! После этого Джонни несколько раз был на границе top-20, и успел напомнить о себе на сложном навигационном СУ8, где стартуя в 8-м десятке, он опередил около 50 (!) соперников и показал 2-е время дня! В итоге Джонни поднялся до 40-го места, в 8 часах от победителя – не самый блистательный результат, но если учесть поломки и 12-летний перерыв...

Как настоящий кошмар!

   В настоящий кошмар превратился «Дакар-2013» для Жерар Фаррес Гуэлля (13). После 7-го места в прошлом году в свой 6-й старт испанец надеялся на более высокий финиш. Увы, но надежды наездника команды «Дикий волк» (Wild Wolf) разрушились с отказом мотора его «Хонда» уже на СУ2! Потеря в 8 часов, отбросила его на 169-е место, и гонка фактическая была закончена. Однако испанец не сдался: он показывает 6-е и 4-е времена, но на СУ7 происходит ещё одна поломка и потеря часа, а потом ещё одна на СУ11 и ещё 1,5 часа потери! Тем не менее, на трёх последних этапах Фаррес Гуэлль показал времена в top-10, и с этим финишным спуртом поднялся с 91-го на итоговое 69-е место в 10,5 часах от победителя.
   Не иначе как кошмаром обернулся «Дакар-2013» и для всех до единого представителей Sherco. Впервые возглавивший заводскую команду – Sherco Croco Aventures, – Алан Дукло надеялся на top-10. У чернокожего франко-малийца за плечами девять «Дакаров», включая 6-е и 7-е места в 2006-м и 2010-м годах соответственно, однако в итоге его «Дакар-2013» стал похож на предыдущие два, где Дукло больше ремонтировал свою «Априлию», нежели ехал. Проблемы с байком начались с первых же СУ, когда двигатель был сменён уже во второй день! После этого с парой времен в top-10 Алан смог подняться с 39-го на 14-е место, но поломка на СУ6 стоила ему почти два часа. Спустя всего два этапа ещё одна поломка и ещё почти 1,5 часа. И снова в начале второй недели Дукло показывает три подряд времени на границе top-10, а потом и вовсе 4-е на СУ12, всего в 3 минутах от лучшего. Эти результаты подняли его с 42-го на 21-е место, но, увы, на предпоследнем этапе из-за двигателя он теряет более трёх часов, после чего получает ещё 45 минут за вторую смену двигателя перед последним днем. Как результат – только 36-е место в 7,5 часах от победителя…
   Что говорить о «вотеркерриерах» Дукло, тем более, что два из них и вовсе были новичками. Джеймса Веста позвали в команду в последний момент в октябре и, несмотря на его 37 лет, для живущего в Дубаи хозяина тур-агенства это был дебют на «Дакаре». Уже на 3-й и 4-й день его «Шерко» начал преподносить «подарки», включая поломку, стоившую 2,5 часа на СУ4. Мучения Веста закончились на СУ11…

   Ещё один дебютант-любитель Алекс Хеленкоттер (в повседневной жизни менеджер «Хьюлетт Паккард» и дилер «Шерко»), естественно, не блистал скоростью. Чилиец тоже столкнулся сразу с несколькими поломками, окончательно сойдя на СУ9, перед которым он занимал только 123-е место. Более опытный, проживающий в Того бельгиец Фрэнк Верхострате, честно выполнил свою роль «вотеркерриера». Помогая Дукло на СУ2 и на СУ8, он терял часы, хотя и в остальное время он показывал крайне низкую скорость. Отсюда не удивительно его итоговое 102-е место в 22 часах от победителя…
***
   То, что «Шерко» изначально было очень далеко не то что до подиума, а и до top-10, мы предсказывали в анонсе, равно как и то, что у «Хонды» имеются проблемы с доводкой ещё довольно сырого байка. Однако такое невыразительное «выступление» Родригеса стало настоящим неприятным сюрпризом «Дакара-2013». Что же до «Хускварны» и особенно результата, но никак не выступления её лидера Хуана Барреды, то их можно по-настоящему назвать главным разочарованием «Дакара-2013». По-настоящему быстрому наезднику действительно просто не повезло. Но это «Дакар», и в нем техническая составляющая и удача всегда тесно идут бок-о-бок с талантом и опытом самого наездника…

 



Текст: Вячеслав Щербина
Фото: Dakar, КТМ, Red Bull



Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания 90693


 

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры