Рубрика:

Обзоры

 Журнал: 6 (2012)

Туристические штучки




 

Туристические  штучки

   Каждый мотоциклист раньше или позже, но достигает самой важной ступени развития – начинает путешествовать. Как правило, путь к уважаемому в мотосреде статусу «дальнобойщика» начинается с небольших как по длительности, так и по километражу внутренних поездок по типу «выходного дня», но, постепенно, войдя во вкус, многие начинающие мототуристы планируют достаточно длинные, в том числе и заграничные мотовояжи. И тогда перед ними, что называется, «во весь рост» встаёт вопрос примерно такого содержания: «Как эффективно, без лишних затрат, улучшить мотоцикл и самому так подготовиться к мотодальнобою, чтобы избегать проблем в дороге и получать от него удовольствие?».

   Этим материалом мы открываем цикл статей, посвящённых подготовке к мотопутешествиям на различных типах мотоциклов. Он будет включать в себя обзоры товаров, с которыми путешествия любой дальности и любого уровня сложности будут оставлять только приятные воспоминания. Условно все их можно разделить на три большие группы: а) для мотоцикла; б) для водителя/пассажира; в) для использования вне мотоцикла. Сами же мотоциклы, на которых путешествуют, можно разделить на две группы: исключительно дорожные – те, что могут только довезти до города, и универсальные, что способны успешно и достаточно быстро переместить вас не только по асфальту, но и вне его. В первой группе все рано или поздно пересаживаются на туристические модели или превращают в них серийные. Во второй группе (как вы догадались, это – семейство эндуро), выделяют тяжёлые эндуро-туристы, среднекубатурные «дуал-спорты», и более лёгкие хард-эндуро, на которых можно забраться в реальные дебри. Начнём с товаров для подготовки техники именно из второй группы.

Раздел «Посадка»

   Его формируют размеры треугольника руль-сиденье-подножки. Чем выше руль и ниже подножки, тем вертикальнее, а, значит, удобнее посадка. К тому же, большую часть пути водители этих мотоциклов проходят стоя. А для этого им необходимо удобно стоять. Итак, подножки водителя.

   Для более комфортного передвижения по бездорожью важно, чтобы ступни ног водителя располагались, насколько это возможно, ниже, а подножки были достаточно широкими и имели выгнутый профиль – для того, чтобы стопа не уставала, и ехать стоя можно было достаточно долго. При этом контакт подошв ботинок с платформами подножек должен быть максимально надёжным, поэтому их поверхность делают максимально «зубастой». Многие производители выпускают широкие профилированные и регулируемые по высоте подножки. Для хард- и среднекубатурных эндуро они максимально зубасты (см. фото) и не имеют съёмных резиновых вставок-платформ, в отличие от дорожных и туристических. Самые популярные грунтовые брэнды – Pivot и IMS. Для эндуро-туреров и дорожников лучшие подножки предлагают SW-Motech и Touratech.

   Перед приобретением тех или иных подножек следует помнить, что они могут быть сделаны из стали, алюминия или… титана (!). Последние – самые лёгкие, прочные и коррозионно стойкие, но при этом и самые дорогие – они в 2,5-3 раза дороже стальных, максимальная цена комплекта которых близка к 100 евро. Алюминиевые же находятся примерно посередине этой шкалы. Как правило, производители предлагают собранный комплект из платформы и адаптера для конкретной модели мотоциклов, но при отсутствии вашего мотоцикла в списке можете купить и установить только платформы – они стоят существенно дешевле, а установить их можно на любой мотоцикл после небольшой доработки крепления.

   Вторым эшелоном идут рулевые проставки и конвертеры. Первые позволяют самостоятельно и быстро поднять (или и приподнять) высоту руля, и сдвинуть его ближе к водителю. Конвертеры позволяют инсталлировать на мотоцикл вместо стандартного (22 мм) руль переменного сечения или любой другой, с нижней частью диаметром 28 мм. Они бывают простые и вариабельные (могут проворачиваться, регулируя расстояние до рукояток руля).

Их предлагает Bike it, SW-Motech и Touratech.

v www.ceebaileys.com

   Последним, но, пожалуй, самым важным компонентом «эргономического треугольника» является сиденье, жёсткость и узость которого на мотоциклах этой категории стала притчей во языцех. Понятно, что более широкое и мягкое сиденье резко повышает комфорт передвижения по «пампасам», увеличивая «дальнобойность» пятой точки пилота. В предложениях для эндуро здесь нет равных брэнду TCI – небольшому американскому производителю, что предлагает комплекты, состоящие из подушки с эффектом «памяти» и её покрытия «под карбон» – за умеренную цену и без необходимости тратиться на пересылку «родного» сиденья, поскольку перепаковать его можно мебельным степлером в любой мастерской.

Раздел  «Безопасность»

   В этом разхделе собраны товары, прямо или опосредованно влияющие на безопасность передвижения. И первым, самым важным для перемещения в сложных условиях, является дополнительный свет.
   Раньше все пользовались обычными дополнительными фарами с галогенными лампочками. Потом очень модным стал «ксенон». Но сейчас и первый, и второй морально и технически устарели – «на сцену», то бишь, на рынок, уверенно вышли светодиодные фары. Они требуют в пять раз меньше энергии, чем самые продвинутые «галогенки», а светят на порядок лучше. При этом их надёжность и компактность в несколько раз превышает таковую у «ксенона». Существует несколько вариантов исполнения и крепления дополнительных фар, но с этим можно разобраться при помощи различных кронштейнов. Главное состоит в другом: при покупке следует обратить внимание на конструкцию рассеивателя, чтобы не купить вместо дальнобойного комплекта «off-road» вариант«fog». Разница между ними в величине угла рассеивания светового пучка: в «туманках» это 900, а в «off-road» – 120. С виду неказистые, но зато и недорогие Equinox подойдут к любому эндуро.

Denali от магазина Twisted Throttle выглядят несколько пафоснее, но и стоят подороже.

   Самыми же известными и красивыми, а соответственно, и дорогими являются светодиодные «прожекторы» HAWK от немецкого SW-Motech. Они идут в алюминиевом корпусе, окрашенном в серебристый цвет или чёрного цвета. Они же предлагают и проверенные временем галогенные фары, стоящие значительно дешевле.

   Не менее важным является и такой аспект безопасности, как защита. Как правило, первым делом защищать следует днище картера мотора и его боковые крышки. Раздельные элементы (алюминиевый щит снизу и дуги из стальных труб по бокам) предлагают многие производители. Это уже известные украинцам SW-Motech и Touratech.
   Но те же американцы из TCI нашли более комплексный подход к решению данного вопроса, соединив дуги и защиту картера в один комплект и предлагая его почти по цене одной немецкой детали. Покупая любые варианты из подобных защит, а их предлагается немало, следует обращать внимание на два основных момента: удобство сервиса мотора и крепость кронштейнов крепления – чтобы в случае падения девайс именно защищал части двигателя, а не повреждал его.

Для тех, кто любит путешествовать по плохим дорогам с заездом в реальное бездорожье, также не будет лишней защита фары головного света.

   Разными производителями предлагается множество моделей этого девайса, но все их можно разделить на две большие группы: «сетки» и «стёкла». Часто и те, и другие присутствуют в гамме одного брэнда. Их предлагают многие: TCI, Touratech , SW-Motech, Rugged Road, и даже производитель лучших ветровых стёкол – Cee Bailey. Первые представляют из себя металлическую рамку по форме головной фары (фар) с встроенной в неё сеткой из тонких металлических же или (реже) более толстых полимерных прутиков, в ячейки которой свободно проходят воздух, насекомые и… пыль с песком. Но зато более крупные предметы – палки, ветки и камни отскакивают, не повреждая стёкла фар. Вторые – это сплошные прозрачные экраны из различных видов пластмасс (капролон, акрил, поликарбонат). Что предпочесть? Вопрос сложный, но ответ на него есть. Если ваш байк чаще видит асфальт, открытые грунтовые дороги и крайне редко – лесные тропы и другую «пересечёнку», то сплошной экран упростит мойку-чистку «фэйса» мотоцикла, включая уборку трупов насекомых. Да и стоит он дешевле. Недостатки тоже есть. Защитный экран (особенно, если он не поликарбонатный) со временем он поцарапается, помутнеет и пожелтеет, ухудшая и без того не чрезмерный поток света. Ситуацию улучшит «бронировочная» плёнка, наклеенная сразу же при установке, но срок жизни такой защиты всё равно значительно короче, чем у сетки – ведь при падении на грунте или ударе ветки она сломается. Другое дело – сетка в рамке. Да, больше хлопот по уходу, зато уровень ремонтопригодности – высочайший. Погнул – отрихтовал. Сбил краску – покрасил. Практически вечная вещь! А ещё не ослабляет и не рассеивает во все стороны свет.

   Что ещё страдает при падениях и продирании «крiзь хащi»? Конечно же, рулевые рычаги, руки и, конечно, сам руль. Избежать травм и поломок помогут рулевые щитки. Они изготавливаются из полумягкого пластика и бывают двух видов: замкнутые на торец руля и незамкнутые (так называемые «лопушки»). Последние очень любят устанавливать на заводе, хотя они могут защитить разве что только от насекомых. По степени же реальной защиты замкнутые щитки разделяют на каркасные и бескаркасные. У первых имеется толстая профилированная алюминиевая (редко – стальная) пластина, либо проходящая по внутренней части щитка от торца руля до его основания, либо залитая в сам пластик щитка – такие предлагает каталог Bike It под именем Champion. Понятно, что каркасные стоят дороже бескаркасных – в полтора-два раза, но в этом случае экономить всё же не стоит. Тем более, что пластиковые щитки у них, как правило, съёмные и их несложно будет заменить перед продажей мотика.

В следующем номере мы продолжим наш обзор.

Текст: Валерий Чуйков
фото: предоставлены автором

Полное или частичное копирование статьи возможно только с активной ссылкой на http://motodrive.com.ua
Подписной индекс издания  90693


Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры