Рубрика:

МотоЛеди

 Журнал: 4 (2013)

Часть моего «Я»




Беседовала: Лилия Чуйкова
Фото: предоставлены Ириной Мартиненко

От редакции:
Упорство, настойчивость и отсутствие страха – это черты, которые чаще всего ценят в мужчинах. Красоту, изящество – в женщинах. Но нам удалось найти девушку, которая без всяких компромиссов сочетает в себе все эти качества! Знакомьтесь: Ира Мартыненко!

- Ира, как давно ты села на мотоцикл? И что поспособствовало этому – порыв, друзья, или с детства кто-то привил любовь к мото?

- Я не садилась – меня посадили не спрашивая! И угадайте кто? Мама! Несколько лет назад она призналась, что беременная гоняла на Яве отца! Вот так, ещё будучи в утробе матери, я первый раз села за руль…

Но поскольку оба родителя знали, что такое мотоцикл, то после моего рождения попыток приобщить меня к подобного рода технике никто не делал. Более того, мне запрещали кататься с друзьями и даже речи не было о том, чтобы я ездила самостоятельно. Меня же с детства влекло к ним. Я любила «путаться под ногами» у двоюродного брата, когда тот ремонтировал свой «Минск», просыпалась по ночам от звука проносящихся мимо окон мотоциклистов и долго смотрела им в след. Когда подросла, начала просить друзей, чтобы покатали, дали проехать за рулем. Так продолжалось до лета 2000 года, которое я проводила у бабушки. Вечерами рычащие то тут, то там моторы сводили меня с ума. А в гараже у деда стоял тот самый «Минск» брата... И я не выдержала! Умея на тот момент кое-как трогаться и переключаться, я ночью открыла гараж и угнала мотоцикл… (смеется). Откачу от дома за километр, поверну отвертку в замке и давай толкать взад вперед полчаса (ну не получалось у меня с кика заводить!). Ура! Завёлся! И так до утра. Благо, бензин тогда был по 1,8 гривен. Так я сама себя научила ездить…

- Какой мотоцикл был первым и как он тебе достался?

- Первым моим собственным мотоциклом стал «Днепр». На тот момент я даже и думать не могла о собственном байке. Во-первых, я была студенткой (читать: «денег нет!»), во-вторых, родители убьют (о том, что я угоняю мотоцикл из дому, никто не догадывался). И тут я знакомлюсь с байкерами! Не такими, как в селе – на ИЖах! Эти были настоящие! И мотоциклы у них были чем-то похожи на Харлеи (смеется)! И тогда я поняла, что безумно хочу мотоцикл. Неважно какой, но свой. От них я узнала, что это не Харлеи, а «Днепры», и что недорого можно взять МТ и переделать. А как? Где взять? Кто переделает? Слишком всё это сложно…Но меня понесло! И я купила за 600 грн. в селе прицеп металлолома… В качестве бонуса мне досталось 10 яиц и мешок пух-пера, ибо жил этот металлолом в курятнике. Что с ним дальше делать – я не знала. И может, ничего и не получилось бы, если б не мой друг Саня. Однажды он мне сказал: «Спорим, на бутылку «Закарпатского», что ты не выедешь на открытие». «Спорим» – ответила я. И теперь это стало делом принципа. За зиму я достала абсолютно всех знакомых и незнакомых мне людей, кто хоть как-то мог бы мне помочь. И вечерами, после работы и обучения в автошколе, я бежала в гараж собирать свой первый любимый мотоцикл. Забавно, но через полгода на открытие сезона Саня пришел пешком! Он не успел подготовить свой байк и принес бутылку коньяка, а я приехала за рулём своего СОБСТВЕННОГО мотоцикла со второй такой же бутылкой в рюкзаке! Вот!

- Ира, ты потрясающая девушка! А как же родители и близкие люди к этому отнеслись?

- Я давно заметила интересную вещь – все отцы «подсаживают» своих детей на то занятие, которым увлекаются сами, хотя оно может быть опасным. Матери же будут отговаривать от угрожающего здоровью дела. Так и у меня было. С приобретением мотоцикла дома начались скандалы со слезами и истериками. С отцом проще, а мама не разговаривала со мной неделями, просила продать… Дошло даже до того, что она ушла из дома... Через пару недель приходит и спрашивает: «Ну что, продашь?». «Нет» – решительно ответила я. С тех пор мы редко ругались по этому поводу. Только когда я являлась домой вся в грязи и отработке, слышала от мамы безысходное: «Ира, ты же девочка»… И когда я разобрала двигатель от «Днепра» дома, и мыла его бензином в ванной, мама чуть не выписала меня из квартиры… (улыбается).

Конечно, родители обо мне беспокоятся. Но, я не могу по-другому! И со временем все немного привыкли к моему образу жизни. А когда появился Transalp, я услышала от мамы: «Дай покататься, молодость вспомнить!». Теперь она тоже хочет мотоцикл, только не такой высокий (улыбается).

- Где тебе нравится ездить?

- А вот тут я, как истинная женщина, непостоянна. Я несказанно обожаю «дальняки» и бездорожье. Очень люблю путешествовать. В этом году хотим съездить в Карелию. Мечта – кругосветка. И эта любовь к приключениям и грязи, скорее всего, преобладает. Но, с другой стороны, иной раз так хочется открутить по трассе на ряднике, что зубы сводит. И я с тоской вспоминаю моего «Хулигана» и мечтаю о кубатурном стрите.

- На какой технике ездишь сейчас? И если бы была возможность приобрести что-то другое, что бы ты купила?

- Сейчас у меня Honda Transalp 600, перед этим был Suzuki Bandit, а до этого 3 сезона на «МэТэлыке», который я каждый год переделывала. Если бы у меня была возможность, то я не приобретала бы другое. Я купила бы ЕЩЁ. Сначала это был бы обязательно мотард, чтобы и по бордюрам попрыгать, и в грязь залезть, потом стрит, потом квадроцикл, снегоход, водный мотоцикл….

- Короче, тебя привлекает адреналин во всех его проявлениях! Что же для тебя означает мотоцикл?

- Мотоцикл – это как воздух. Если его нет – нечем дышать. Это часть моего «Я». Это и живое существо, друг. Это и образ мышления, система ценностей, определенная степень свободы и самовыражения, круг знакомых, возможность по-другому чувствовать мир… Это моя жизнь!

- Как на дороге относятся к тебе ГАИшники и другие участники движения?

- В этом смысле мне (тьфу-тьфу) везёт. Ещё ни разу меня не оштрафовали. Вообще-то я стараюсь не нарушать, но если уж нарушила (в основном – превышение) и попалась, то работаю по схеме: снимаешь шлем, мило улыбаешься, виновато ковыряешь ботом асфальт. ГАИшники вытаращивают на тебя глаза. И ты произносишь контрольное: «Простите, пожалуйста, я этой дороги не знаю, и правда не заметила знака ограничения скорости»! Работает безотказно! А вот касательно других участников – не уважают на дороге одинаково, что мужиков, что девчат.

- В аварии попадала?

- Падала, как и все, но в серьёзные – нет.

- Сколько в год «пробегает» твоя техника?

- В среднем тысяч 10. На МТ меньше было. Тут лучше моточасы считать… (смеётся). На иномарках, конечно, больше. А хочется – ещё больше!

- Были какие-нибудь интересные случаи на дороге?

Нет дороги, ведущей к счастью, потому, что счастье – и есть дорога. Дорога – это всегда интересно. Но самая весёлая ситуация приключилась у меня под Александрией в мой первый сезон. Мы ехали на море. За 500 км от дома у меня заклинил двигатель. Это же «Днепр»! Вся в слезах и соплях я оставила «МэТэлыка» у новых знакомых и поехала «нажопницей» дальше. На обратном пути я забрала отремонтированный мотоцикл и через 20 км он заклинил снова! Причины понять не мог никто. Я, рыдая, оставила его, и вернулась домой. Но самое весёлое началось потом. Надо же как-то ехать его забирать. А денег на пересылку не было... Я звоню знакомому перевозчику. Так и так говорю, не едет ли машина в ту сторону, надо мотоцикл забрать. Он говорит: «Едет, только есть 2 момента – это «Рута», и в ней будут ехать 16 мужиков на заработки в Николаев. На обратном пути могу забрать. Если разберешь мотоцикл за пару часов, чтобы влез, и не боишься, то поехали». И я поехала. Это был конец света… Не успели мы выехать из города, как эти трудяги поставили «Бутырку» и начали пить самогон вёдрами. Каждый из них считал своим святым долгом предложить мне сначала 50 грамм, а к концу поездки – руку и сердце. Но хуже всего была одна единственная кассета «Бутырки», которую всю дорогу переставляли с одной стороны на другую. Через 12 часов (!) слава всем Богам, я доехала до Александрии. Мы с другом разобрали мотоцикл по запчастям, сложили в машину и поехали домой. До сих пор помню, как дома я полдня отмывала «Руту» следов от масла, а потом ещё неделю собирала мотоцикл, и всё это время в голове крутилось проклятое: «Шарик, я как и ты был на цепи» (смеется).

- Ира, а кто ты в обычной жизни?

- Образование у меня экономическое, но по специальности не работала ни одного дня – скучно. Мне всегда была интересна работа творческая, приносящая пользу конкретным людям и обществу в целом. Поэтому в Сумах я работала в сфере молодежной политики – директором Центра досуга молодежи. Мы организовывали различные мероприятия, начиная с семинаров для студентов и заканчивая байдарочными сплавами для инвалидов. Кроме того, принимала активное участие в общественной жизни города. Но, так сложились обстоятельства, что я в Киеве и сейчас как раз ищу работу.

- Какие черты характера для тебя очень важны? Каким должен быть человек, чтобы стать твоим другом?

- Я очень ценю в людях честность, искренность, отзывчивость, оптимизм, мужество. Не переношу лжи, подлости и лицемерия. А другом может быть только надёжный человек. Чтобы, как у Владимира Семеновича: «Когда ты упал со скал, он стонал, но держал».

- Ну что же, мотостарт твоей жизни у тебя был очень бурным и ярким. Я искренне верю, что у тебя всё получится, и рано или поздно в твоём гараже поселятся и мотард, и стрит, и квадр. Удачи тебе!

- Спасибо вам большое. И ещё хочу сказать спасибо всем тем, кто «держал» и держит меня в любых ситуациях. Спасибо вам огромное, друзья! А всем мотобратьям и мотосёстрам пожелать не обязательно ровных дорог (эндуристам можно и поухабистей), но главное –безопасных. Берегите себя, ребята, нас не так уж и много!

Все, что связано с МОТОКРОССом - здесь!
   Наши партнеры